Угловая перспектива. Способы и масштаб построения перспективы
20 марта 2018Изображение предметов в перспективе позволяет передать объем, размеры, соотношение света и тени на рисунке соответственно реальным параметрам объекта. Другими словами, построение перспективы основано на человеческом восприятии и помогает художникам создавать изображения на плоскости таким образом, что восприниматься они будут как объемные, реальные предметы. Эта техника позволяет передать кажущие сокращения размеров объекта и изменения их формы.

Особенности зрительного восприятия человека
В восприятии человека предмет, находящийся ближе – всегда больше, а дальше - меньше. Соответственно, более близкий предмет кажется самым большим. Этим принципом часто пользуются фотографы, чтобы сделать снимок с оптической иллюзией, например, с солнцем или с маленьким человечком, находящимся в ладони. Такой эффект искажения реальности возникает из-за особенностей строения человеческого глаза и обработки информации мозгом. Зрительное восприятие – сложный механизм, в процессе работы которого могут возникать ошибки. Попадая в область восприятия человека, объекты обрабатываются и интерпретируются мозгом с учетом уже полученных знаний. При недостатке информации он выбирает наиболее оптимальный вариант, и в результате реальность может искажаться. Но благодаря этой особенности процесса обработки зрительных образов человеческий мозг можно заставить увидеть на картине не плоское изображение, а объемный предмет, визуально очень схожий с настоящим. При правильном построении перспективы объекты на картине будут воспринимается как дополнительная реальность.

Практическое использование оптических иллюзий
Воспринимая объект, человеческий мозг сначала концентрируется на небольших и более ярких пятнах. Чем контрастнее изображение, тем быстрее определяется его форма и размеры. Этим пользуются многие животные, маскирующиеся под окружающую среду. Из-за особенности расположения глаз, человеческий мозг точнее воспринимает горизонтальные плоскости, а вертикальные искажает в большую сторону. Такой эффект хорошо известен модельерам и большинству женщин. Стараясь скорректировать объемы своей фигуры, зрительно вытянуть ее и сделать более стройной, дамы подбирают себе одежду с вертикальными полосками и широкими вставками по бокам, которые не только стройнят, но и помогают создать четкую линию силуэта.
Примеры оптических иллюзий
Существует несколько типов оптических иллюзий, которые активно используются в изобразительном искусстве:
- Иллюзия цвета – если расположить круги одинакового цвета внутри темного и светлого квадрата, то круг внутри светлого квадрата будет казаться светлее. Так происходит потому, что в восприятии человека темный оттенок забирает на себя часть освещения. Но получив информацию о том, что его обманули, мозг перестраивается и начинает видеть, что цвет одинаков на обоих участках.
- Иллюзия искажения размеров – развернутые под углом в 90 градусов предметы одинакового размера кажутся различными.
- Зрительное искажение, или иллюзия Понцо – человеческий мозг старается определить размеры объекта, ориентируясь на его фон.
- Соотношение темного и светлого – очень известная оптическая иллюзия, которая выражается в восприятии светлой части рисунка как предмета, а темного – как его фона. Одно из популярных изображений, демонстрирующее эту иллюзию – белая чаша, получающаяся из двух одинаковых темных лиц в профиль.
-
«Обмануть мозг» достаточно просто: именно для этого используется построение фронтальной и угловой перспективы, сочетание света и тени, распределенных по поверхности предмета особым образом, и другие художественные приемы. Они могут присутствовать на рисунке одновременно или отдельно друг от друга. При создании рисунка очень важно правильно выбрать так называемую точку зрения - положение, из которого зритель будет смотреть на изображенный предмет. Существует также дополнительный параметр, который важно учитывать - «угол зрения». Он обычно составляет от 18 до 53 градусов. Угол зрения высчитывается исходя из размера полотна по диагонали картинной плоскости и расположения наблюдателя.
Виды линейной перспективы
В линейной перспективе все предметы выстраиваются при помощи прямых линий. Фронтальная перспектива, так же как и угловая, является одним из видов линейной. Она выстраивается таким образом, чтобы все объекты были параллельны зрителю и линии горизонта, вертикальные линии всегда оставались параллельны друг другу, а линии перспективного сокращения сходились в одной точке. При построении угловой перспективы на линии горизонта выбирается не одна, а две точки схода. В этом и состоит ее принципиальное отличие от фронтальной. При подобном расположении объекта он будет восприниматься зрителем с угла, то есть лучше всего будут видны его боковые стороны.

Подготовка к построению перспективы с двумя точками схода
Построение угловой перспективы начинается с выбора высоты линии горизонта. От этого будет зависеть, какая часть предмета, верхняя или нижняя, окажется более открытой и видимой для зрителя. Низкое расположение линии горизонта еще называют «лягушачьей перспективой», а высокое – «с высоты птичьего полета». При построении угловой перспектива дома в первом случае сам объект будет как бы возвышаться над зрителем и лучше всего будет видна его нижняя часть – стены и основание, а во втором – крыша. Затем нужно замерить диагональ картинной плоскости – это поможет правильно отложить точки схода.
Как выбрать высоту горизонта
Следующий этап построения – определение точки зрения. На линии горизонта откладывается расстояние, равное диагонали картинной плоскости – крайние точки этого отрезка и будут точками схода. Расположение зависит от того, где находится наблюдатель – чем ближе он к картине, тем ближе друг к другу точки схода. Они не всегда находятся внутри рабочей области и могут выходить за границы листа, если смотрящий находится далеко. При слишком близком расположении точек схода объект «угрожающе» приближается и начинает вызывать напряжение у зрителя. Дальнее их расположение позволяет избежать искажений рисунка. Наиболее оптимального вида можно достичь, располагая хотя бы одну точку схода за пределами картинной плоскости.

Классический способ построения перспективы с двумя точками схода
В угловой варианте линейного построения вертикальные прямые - параллельны, а все остальные стремятся к точкам схода, образуя своеобразные пучки. Существует несколько способов построения угловой перспективы. Первый из них обычно называют классическим. Для построения классическим способом на картинной плоскости определите линию горизонта, измерьте диагональ и отложите две точки схода. Затем проведите вертикальную линию - она должна располагаться перпендикулярно линии горизонта.
Масштаб и построение метровой сетки
Перед тем как нарисовать угловую перспективу комнаты или любого другого интерьера, на вертикали нужно отложить метры. Важно выбрать удобный масштаб – это поможет точно перенести размеры помещения, например, принять 1 см за 1 метр пространства. Масштаб для рисунка в угловой перспективе зависит от размера картинной плоскости. Определив высоту потолка и отмерив ее по вертикали, через верхнюю и нижнюю точки на отрезке проведите линии, соединяющие их с точками схода. Теперь на рисунке должна получиться комната в угловой перспективе – две стены, пол и потолок. Затем через эти же точки на вертикали проведите еще две линии – они должны быть параллельны линии горизонта. На них тоже откладываются метры в заданном масштабе. Это позволит создать сетку с шагом в 1 м на полу, стенах и на потолке комнаты. После того как все отметки расставлены, остается лишь соединить их с точками схода.

Упрощенный вариант построения перспективы с двумя точками схода
Для второго варианта построения угловой перспективы, понадобится прочертить только линию горизонта и вертикальную прямую. Точки схода выбирайте произвольно, на любом расстоянии друг от друга, но желательно, чтобы они оставались внутри картинной плоскости. Затем на вертикальной прямой отложите метры, как в предыдущем варианте, и соедините крайние точки на вертикальной прямой с точками схода. В этом варианте построения угловой перспективы не требуется измерять диагональ полотна.
Двигаясь от вертикальной линии вправо, на нижней линии отложите метр в масштабе, а затем через эту точку проведите еще одну прямую, соединив ее с левой точкой схода. В результате должен получиться ромб. Теперь нужно определить расположение следующей точки, чтобы нарисовать новую прямую. Для этого проведите внутри ромба две диагонали. Точку на их пересечении нужно соединить с левой точкой схода. Затем левую вершину ромба соедините с точкой посередине его правого нижнего ребра и проведите прямую до пересечения с линией, образующей правую верхнюю сторону ромба. Соедините ее с правой точкой схода, чтобы получить еще один квадратный метр в угловой перспективе.

На следующем шаге вновь повторяются все этапы: внутри ромба проводятся диагонали, его центр соединяется с левой точкой схода, а левая вершина ромба - с точкой посередине правой стороны. Таким образом откладывается нужное количество метров справа от вертикальной прямой. Для создания сетки слева используется похожий способ: центральную точку в первом ромбе соедините с правой точкой схода, проведите линию через верхнюю вершину и середину нижней левой стороны ромба, а затем соедините получившуюся точку с левой точкой схода. Повторяйте все шаги, пока не получите нужное количество метров в перспективе. Аналогичным образом выстраивается сетка на потолке и стенах. Ничего сложного в построении угловой перспективы нет. Достаточно понять сам принцип и активно пользоваться этим приемом для визуализации интерьеров, зданий и решения других подобных задач.
Источник: fb.ru