Воскресенье15 июня
Дом и семья

Почему не надо растить своего ребенка отличником: 8 последствий, о которых лучше знать родителям

4 января 2024

Существует несколько причин, почему многие родители стремятся видеть своих детей в роли отличников в учебе. Однако правда в том, что такая установка приносит ребенку больше вреда, чем пользы. Конечно, в каждой семье все индивидуально, и при правильной организации учебы, установлении баланса между занятиями и отдыхом, общением с друзьями отличная учеба может не иметь неприятных последствий. Но в целом это не такое уж благо для ребенка, и вот почему.

Успех в учебе не показатель успешности по жизни

Многие родители считают, что успех в учебе может служить показателем будущего успеха и благополучия их детей. Отличная успеваемость часто воспринимается как индикатор умственных способностей, дисциплинированности и готовности к достижению целей в будущем. Но это вовсе не так. Более того, есть масса примеров, когда средние по успеваемости ученики добивались по жизни больших успехов, и это совсем не просто так.

Родители могут полагать, что высокие оценки и отличная успеваемость обеспечат их детям лучшие возможности при поступлении в престижные учебные заведения и в дальнейшей карьере. Если с поступлением в вуз эта схема действительно работает, то в построении карьеры "синдром отличника" скорее мешает. Успех ребенка может рассматриваться родителями как подтверждение их труда и воспитания. Но это тоже неверно.

Иногда родители, стремясь делать из своих детей отличников, сами находятся под давлением общества. Это может быть связано с ожиданиями со стороны школы, сравнениями с другими детьми или общественными стереотипами о том, что хорошие оценки равны успешной жизни. Однако вот 8 самых вероятных и довольно негативных последствий отличной учебы ребенка.

Стресс и перегрузка

Отличная учеба ребенка и стресс из-за перегрузки неразрывно связаны. Родители, учителя и общество часто могут ожидать высоких результатов от детей, особенно если они проявляют высокие способности или показывают талант в учебе. Эти ожидания создают давление, ребенку приходится соответствовать этим высоким стандартам.

Для достижения отличных результатов в учебе часто требуется большое количество времени на занятия, изучение материала, выполнение домашних заданий и подготовку к тестам. Это приводит к перегрузке ребенка, особенно если он чувствует, что должен постоянно удовлетворять высокие стандарты. Идет ограничение времени на отдых и другие интересы.

Особенно талантливые дети могут часто стремиться к совершенству в своих учебных достижениях. Это стремление к идеальным результатам становится источником сильнейшего стресса, когда каждая ошибка или неудача воспринимается особенно остро. У ребенка возникает страх разочаровать родителей или учителей, они живут с этим постоянно, что не может не отражаться на их психике.

Ограничение творчества и самовыражения

Сосредоточение на достижении отличных результатов в учебе иногда может привести к ограничению творческих устремлений и самовыражения. Ребенок может чувствовать, что нет времени или возможности для занятий, которые не относятся к учебе. Все, что требует творческого подхода, становится ему недоступным.

Ребенок становится чем-то похож на служебную собаку. Даже имея от природы высокий интеллект, она приучается лишь выполнять то, что от нее требуется по службе. Ее умственные способности попросту остаются не у дел. Как ни странно, но это сравнение очень точно определяет ребенка-отличника. Он в совершенстве выполняет то, что требуется по предмету, по плану обучения, но не может мыслить творчески, принимать нестандартные решения.

Социальная изоляция

Связь между отличной учебой и социальной изоляцией ребенка также очень сильна. Для достижения отличных результатов в учебе часто требуется значительное количество времени и усилий. Ребенок, который уделяет много времени учебе и подготовке, попросту не имеет времени на социальные контакты и общение с друзьями.

Дети, которые сильно заинтересованы в учебе и стремятся к отличным результатам, могут склоняться к тому, чтобы отдавать большее предпочтение учебным делам в ущерб времени, проводимому с друзьями, или участию в социальных мероприятиях. Они начинают воспринимать себя изолированными от других сверстников. Они могут чувствовать, что не имеют общих интересов или опыта с детьми, у которых приоритеты и увлечения отличаются.

Недостаток разностороннего развития

Постоянная фокусировка на учебе может привести к игнорированию ребенком других аспектов развития, таких как физическая активность, социальные навыки или хобби. Это может ограничить общую гармонию развития личности. Дети-отличники все свободное время проводят за книгами, учебными программами, не развиваясь в других сферах.

Удивительно, но такие дети часто даже не могут сказать, что им нравится в жизни. То есть они четко ответят, кем собираются стать, какие дисциплины планируют осваивать дальше. Однако они не знают, какие виды активности им нравятся, какая музыка их привлекает, любят ли они природу, животных или что угодно еще. Они не знают этого, потому что у них нет времени все это попробовать.

Страх неудачи

Круглые отличники иногда испытывают страх неудачи, так как они привыкли к успехам и боятся потерпеть поражение, что может подорвать их уверенность. Страх неудачи в социальных сферах особенно силен. Дети, которые успешны в учебе, могут опасаться несоответствия ожиданиям в социальных ситуациях.

Все это становится причиной избегания ими социальных взаимодействий, чтобы не столкнуться с конфликтами и неприятными ситуациями. Если такого ребенка вовремя не похвалить, он впадет в уныние и депрессию, восприняв это как неудачу. А именно этого такие дети боятся больше всего – не успеть, не справиться, не быть первым, не получить одобрение.

Перфекционизм

Дети, чьи успехи всегда оцениваются по высшей шкале, могут развивать перфекционистские тенденции. Это приводит к чрезмерным требованиям к себе и стремлению к идеальности во всем. В итоге, даже став взрослыми, отличники стараются во всем достигать максимума, чаще всего невозможного. Эта постоянная гонка выматывает, расстраивает и убивает самооценку. Ведь достичь идеала практически никто и никогда не сможет.

Ограничение критического мышления

Подчеркнутый акцент на успехах в учебе иногда может ущемлять развитие критического мышления и навыков самостоятельной оценки. Ребенок фокусируется на достижении конкретных задач, а не на умении анализировать информацию.

Ему важно, чтобы его высоко оценили, а то, как он этого достиг, какие шаги предпринял, для него неважно. Отличники не умеют видеть свои ошибки и проколы, анализировать их и извлекать уроки. А ведь без этих навыков достичь в жизни успеха очень трудно.

Отсутствие жизненной гибкости

Постоянное ожидание успеха может сделать детей менее подготовленными к неудачам. Они испытывают большее эмоциональное потрясение и разочарование, когда сталкиваются с провалом. В этом главное отличие их от "средних" учеников. Те привыкли к разным оценкам в школе и научились не пасовать перед этими неприятностями. Отличники же, столкнувшись с неудачей, либо будут пытаться пробить эту "стену", либо впадут в уныние и откажутся двигаться дальше.

Важно помнить, что эти негативные последствия не всегда проявляются у детей-отличников. Все зависит от совокупности факторов, включающих индивидуальные особенности личности и поддержку, которую дети получают от родителей. При правильном подходе отличная учеба действительно может стать удачным стартом в успешное будущее, но это не должно быть единственной целью, которой стоит приносить в жертву детское счастье.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments