Государственная регистрация сделок с недвижимостью
13 января 2018Законом Российской Федерации установлены требования по договорам купли-продажи недвижимости. Сторонам нужно не только подписать договор и нотариально его удостоверить. Необходима регистрация сделок с недвижимостью. Знать тонкости этой процедуры следует не только покупателям и продавцам, но и получателям наследства. О правилах регистрации рассказано в статье.
Понятие
Государственная регистрация сделок с недвижимостью является обязательной процедурой, которая осуществляется специальным государственным органом. По ней происходит фиксация перехода права собственности между сторонами сделки и закрепление его за конкретным лицом.

Процедура регистрации осуществляется по следующей инструкции:
- Сторонами оформляется и заключается договор.
- Стороны формируют нужный для регистрации перечень документов.
- Следует оплатить пошлину за госрегистрацию.
- Заявителям нужно обратиться в регистрирующий орган удобным способом.
- Работники Росреестра принимают и проверяют документацию.
При соответствии документов законодательным нормам работники регистрирующего органа ставят отметку в госреестр о праве на недвижимость и сделке с ним. Данные манипуляции и считаются регистрацией сделки с недвижимостью. Если предоставленные документы не подходят по установленным требованиям, то регистрация может быть отклонена. Процедура осуществляется Росреестром – Федеральной службой госрегистрации.
Нормы закона
Законодательные документы по регистрации сделок с недвижимостью условно делят на 2 группы:
- Первая группа касается формы сделки, обязанности проведения регистрации.
- Вторая группа объясняет последовательность действий по регистрации как для пользователей услуги, так и для сотрудников Росреестра.
Первая группа документов состоит из:
- Гражданского и Лесного кодексов.
- ФЗ № 246 «Об искусственных земельных участках».
- Федерального закона о долевом строительстве.
- Прочих законных актов, которые регулируют оформление договоров с недвижимостью.

Вторая группа включает:
- ФЗ № 122 «О регистрации прав на недвижимость».
- Рекомендации по порядку регистрации прав (приказ Минюста России № 184).
- Административные нормы (приказ Минэкономразвития № 789).
- Тонкости ведения реестра прав на недвижимость (приказ минэкономразвития № 765).
- Другие подзаконные акты, которые разъясняют принципы госрегистрации.
Что нужно обязательно регистрировать?
По ст. 131 ГК РФ регистрация сделок с недвижимостью осуществляется при оформлении собственности и других правомочий на недвижимые объекты. Процедура требуется при ограничении прав, образовании, переводе и завершении правомочий. Регистрации подвержены следующие правомочия:
- Собственности.
- Хозведение.
- Оперативное управление.
- Наследуемое пожизненно имущество.
- Постоянное использование.
- Ипотека.
- Ограничение пользования чужим имуществом.

При регистрации права оно становится законным. Например, при оформлении недвижимости при купле-продаже покупатель становится полноправным ее владельцем. Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью выполняется в следующих случаях:
- Право собственности. Процедура требуется во время покупки, продажи, мены, дарения, ренты, аренды с правом приобретения. При выполнении таких сделок нужно учитывать одну тонкость. Ранее они предполагали заключение договора и проставление в нем отметок. На сегодняшний день сделки регистрируются с помощью внесения данных в госреестр, но отметок на документе не остается.
- Ограничение прав. К ним относят договоры, по которым имущество не передается, а разрешается пользоваться им на конкретных условиях. Это касается арендных, залоговых соглашений, концессии наделов лесного фонда.
- Дополняющие соглашения по ранее оформленным сделкам, а также сделка по прошедшим регистрацию соглашениям: уступка прав требования, перевод долга, отказ принятия подарка.
- Гибридные договоры, состоящие из элементов сделок, для которых нужна госрегистрация.
Какие нужны документы?
Регистрация прав, сделок с недвижимостью выполняется после сбора документации, которую требуется предоставить в регистрирующий орган. Для процедуры необходимо иметь:
- Паспорт (для гражданина), регистрационные и учредительные бумаги (для организации).
- Доверенность (заверенная нотариально), если в процедуре участвует иное лицо.
- Договор оформляют в 2 экземплярах.
- Правоустанавливающая документация по предмету сделки. Нужно предоставить свидетельства, акты, разрешения, подтверждающие полномочия стороны сделки на недвижимое имущество. Также требуются индивидуализирующие предмет сделки документы.
- Квитанция, которая подтверждает внесение госпошлины.
- Заявление о госрегистрации. Если документация предоставляется очно специалисту госреестра, то заявление создается на месте.
Из-за разнообразия сделок комплект для регистрации формируется индивидуально. Чтобы получить конкретный перечень документов, нужно обратиться к специалистам регистрирующего органа.
Как проводится процедура?
После проведения операций с имуществом регистрация сделок купли-продажи недвижимости и иных сделок предполагает обращение в регистрирующий орган. Для этого потребуется стоять в очередях и потратить много времени. Чтобы не допустить этого, к данной процедуре нужно подготовиться.

Обращение в Росреестр допускается следующими способами:
- Можно посетить отделение организации по месту расположения недвижимости. Через сайт Росреестра можно лишь записаться на прием.
- Документы подаются в МФЦ, адреса которых есть на сайте Росреестра.
- Есть возможность заказать выездное обслуживание специалистов. Необходимо отправить заявку по телефону, почте, электронной почте или в отделении Росреестра.
- Отправить документы через почту.
Следует учитывать, что выполнять процедуру регистрации можно лично или с помощью доверенного лица. Перед подачей документации нужно оплатить госпошлину за регистрацию и не забыть ее предоставить. Сумма госпошлины утверждена НК РФ (ст. 333.33 пп. 21-33).
Электронная процедура
Возможна и электронная регистрация сделки купли-продажи недвижимости. Это позволяет сократить трудозатраты Росреестра и уменьшить сроки регистрации. Заявление, предоставленное с документами в электронной форме, обрабатывают на следующий рабочий день. Если отсутствуют причины для приостановки сделки, право регистрируют.

В ЕГРН вносят сведения о переводе права собственности или другого права с одной стороны сделки с недвижимым имуществом на другую сторону сделки. В электронный архив Росреестра помещается полный пакет документов по сделке, включая главный документ – договор.
Сроки регистрации
Законом установлены сроки регистрационных действий. Они обязательны для всех:
- Договор купли-продажи, дарения, выделения долей, мены регистрируется 7 рабочих дней.
- При ипотеке, залоге с применением заемных денег и договора купли-продажи – 5 рабочих дней.
- Регистрация права собственности и ипотеки по договору, удостоверенному нотариусом, – 3 рабочих дня.
- Регистрация права и ипотеки по договору и заявлению, предоставленным в электронной форме, – 1 рабочий день.

Итог
Регистрация недвижимости является обязательной процедурой. После нее собственник имеет право на данное имущество. Он может совершать различные сделки, предусмотренные современным законодательством.
Источник: fb.ru