Домашнее Обучение: Актуальность, Особенности, Достоинства И Сомнения
31 мая 2011Совсем недавно альтернативы традиционному школьному обучению, обязательным программам и четким критериям успеваемости, не было. Сегодня школа медленно, но достаточно динамично теряет монополию в образовании. И родители, и учебная программа в целом, перешли в иной формат обучения, творческий и индивидуальный подход, предоставление большей свободы и самостоятельного изучения ребенком материала. Появились специализированные и развивающие лицеи, школы или классы углубленного изучения, вернулись отдельные гимназии по полу или возрасту, колледжи, мини – группы. Внедряются новые, немыслимые ранее предметы дисциплины – этика, ситуационное поведение, бизнес ориентирование и прочие. Входит в моду, становиться востребованным, актуальным и индивидуальные занятия или домашнее обучение. Не просто репетиторство ил дополнительные занятия, а полноценное обучение на дому, без посещения конкретного учебного заведения.
Нельзя сказать, что такой тип обучения стал массовым, тем более что в России фактически нет правовой базы для домашнего обучения и пока для получения все еще обязательной корочки – аттестата необходимо будет проходить экзамены в конкретном учебном заведении. Хотя в законе прописано такое право, право на домашнее обучение, практичная реализация не отлажена. Иными словами, числиться где-либо пока придется на основаниях освобождении от посещения, но не от экзаменов/тестирования. Домашнее обучение не ново, именно так обучали детей знати в 19 ст. и до. Сегодня более чем 45 стран юридически допускают форму индивидуального обучения на дому по специальным методикам, программа, курсам.
Среди побуждений и причин, заставляющих родителей задуматься о домашнем обучении, которые они сами называют:
- неэффективность школьного обучения, устаревшие методики, неприемлемость соотношения результата и затраченного времени, усилий,
- поверхностные знания, масса лишней, неактуальной информации,
- неравные способности, отсюда ребенок или скучает на уроке, давно ухватив суть, или не успевает разобраться, получив пробел в знаниях и потерянное время,
- усреднение личности ребенка, его ценностей,
- окружение, одноклассники, их влияние,
- в школе не учат мыслить, расставлять приоритеты, а лишь быстро ориентироваться в учебнике, системе мастерских подсказок, списывания и иных вариантов достижения хорошей оценки – верха критерия знаний. Иными словами, я же хорошо учась, а понимаю ли, нравиться ли, думаю ли….
С другой стороны, школа – социум, где дети адаптируются, контактируют и защищаются, конкурируют и учатся жить. Оправданно ли такое выживание и общение? Возможно, не стоит категорично переходить к домашнему образованию, а выбрать обучение в гимназии с углубленным изучением подходящих предметов и классами с малым количеством учащихся. Ведь результативность, соответственно целесообразность и оправданность домашнего обучения, зависит от организации такого процесса. А это подбор методик, программ, курсов, работа с преподавателями, контроль, проверка непосредственно знаний и т.п. Заниматься этим самостоятельно родители вправе (минимум, морально) лишь, имея соответствующее образование и время. Чаще, такой организацией занимается приглашенный профессионал.
К действительным достоинствам домашнего обучения можно отнести:
- гибкость, индивидуальность построения процесса обучения, ребенок при меньших временных, эмоциональных, энергетических затратах полнее и глубже усваивает и, главное, понимает материал,
- естественная обстановка, оптимальный график, правильное чередование разного рода нагрузок, отдыха, физической и творческой активности,
- скорейшее, нежели при коллективном обучении, выявление талантов, способностей, склонности ребенка,
- устранение непременных стрессовых ситуаций, подростковых конфликтов, возможность выбора товарищей и друзей по интересам, единомыслию, духу, нивелирование вынужденного, агрессивного общения,
- снижается риск многочисленных сезонных заболеваний (что актуально для младшего возраста),
- действительный интерес к занятиям, насыщенный, но не перегруженный график.
Одним словом, при грамотной организации, домашнее обучение действительно результативно, дает возможность направленного и полноценного развития, образования. А необходимое коллективное общение можно обеспечить и вне школы.
Источник: fb.ru