Д. И. Фонвизин, "Недоросль": отзывы
7 декабря 2017Изучив во Франции юриспруденцию и философию, ознакомившись с передовыми просветительскими доктринами классицизма, Денис Фонвизин в конце 1778 года вернулся в Россию и вылил все свои впечатления в комедию, над которой работал ещё около трёх лет, - "Недоросль". Отзывы это произведение стало получать моментально, и далеко не все они несли автору благость. Впрочем, уже более двухсот лет "Недоросль" является кладезем афоризмов для каждого нового поколения, а отзывы о нём всё так же разнообразны - от неподдельного восхищения до полного непонимания.
Кто такой недоросль
Само слово это - "недоросль" - в настоящее время употребляется именно с таким значением: невежда, неуч, лентяй. А в веке восемнадцатом дворянин, который не получил письменный диплом (удостоверение) от домашнего учителя о своей выучке, - это и был недоросль. Отзывы в обществе о таких людях были в основе своей отрицательными, их не принимали на государственную службу даже совершеннолетними.
В брак они вступить не могли, потому что получить специальные разрешительные документы - венечную память - можно было только по достижении взрослых лет. "Не хочу учиться, а хочу жениться!" - заявлял Митрофанушка. Фонвизин собрал в своей комедии целый паноптикум исключительно смешных героев, которые принадлежали к самым разным социальным слоям общества.
Герои комедии
Здесь выведены автором на всеобщее удивление и госслужащие, и дворяне, и слуги, и крепостные, и модные учителя. Особенно выпукло показана мать Митрофанушки – барыня строгая, даже жестокая крепостница, госпожа Простакова. Но интереснее всех, конечно же, сам Митрофанушка (тоже имя, ставшее нарицательным) - тот самый недоросль. Отзывы о мастерстве Фонвизина оставили все великие писатели будущего, включая Пушкина, Гоголя, Белинского, Герцена.
Простакова управляла всеми и всем: хозяйством со слугами-дворовыми, которых она и за людей-то не считала, собственным мужем, которого даже и поколачивала, и образованием Митрофанушки, своего сына-недоросля. Отзывы современных школьников говорят, что эта женщина просто от природы злая. Она от природы не только злая. Она жестокая, потому что считала брань и драку своей обязанностью: "Тем и дом держится". К тому же крайне глупая и невежественная. Разрешала же она сыну ничего не знать. Главное, чтобы аппетит не пропадал.
Проблематика
Как почти все пьесы, писанные в эпоху классицизма, и эта достаточно прямолинейна по проблематике, осуждает традиции дворянского воспитания, злонравие, дикость. Как в произведениях французских классиков той поры, персонажей очень легко поделить на отрицательных и положительных, даже ещё не начав чтение самой пьесы, поскольку читателю обо всём рассказывают "говорящие" имена и фамилии: Софья - мудрость, Митрофан - явление матери, Правдин и Скотинин, Простаков, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Милон и Стародум.
Причём отрицательные персонажи получились особо яркими, выпуклыми и запоминающимися, в этом весь спектакль "Недоросль". Отзывы отмечали несравнимую их популярность у публики, в то время как положительные персонажи стали, скорее, рупором для авторского участия и его точки зрения. Однако живостью диалогов, юмором, разбором текста на цитаты, которые быстро стали пословицами, равных не было комедии Фонвизина "Недоросль". Отзывы о произведении со стороны властей, однако, благосклонными не оказались.
Репрессии
Фонвизину навсегда запрещено было публиковать свои записи. Даже научные работы, касающиеся античности, напечатать не разрешили, так напугал дворянство этот "Недоросль". Отзыв о книге (переводы Тацита) был дан Екатериной Второй однозначно - книгу запретили, как и журнал "Стародум", который Фонвизин захотел впоследствии издавать. Как ему удалось добиться постановки этой комедии в театрах - это удивительно. Конечно, это было связано с огромными и многими трудностями. В 1782 году в Петербурге был получен решительный отказ.
В этом же году в Москве - тоже. Цензоры театров пугались смелости многих реплик. Честно говоря, и сейчас испугались бы, если у какого-либо автора получилось бы произведение такой обличительной силы, какой явилась комедия Фонвизина "Недоросль". Отзыв наверняка был бы тем же. Однако правдами и неправдами постановку удалось пробить сначала в Петербурге, в Вольном российском театре Карла Книппера, затем в следующем году - в Москве.
Театр в Петербурге
В восемнадцатом веке тоже существовал PR в своём роде. Артисты, прочитавшие пьесу, повсюду о ней рассказывали, не касаясь действия, но с таким восторгом, что первая же постановка собрала просто невиданные никогда толпы народа. Театр был переполнен. Стародума исполнял сам Дмитриевский, который принимал деятельное участие в рекламе этой комедии.
Участвовали и другие знаменитости - Гамбуров, Крутицкий, Рахманов. С первых же реплик публика принялась хохотать, аплодировать и метать кошельки на сцену. Ни одна из ранее ставившихся здесь пьес не имела такого успеха, как "Недоросль". Отзыв о произведении был единодушен - это шедевр. Но театр почти сразу был закрыт властным повелением.
Театр в Москве
В Москве комедия игралась в театре Медокса, и успех был так же огромен. Затем восхищённое московское студенчество воплотило на своей сцене комедию Д. И. Фонвизина "Недоросль". Отзыв о постоянно повторяющемся и все так же вызывающем смех спектакле постоянно распространялся. Появилось множество любительских постановок.
Слава автора быстро дошла до самой императрицы на его беду. Екатерина Великая, как впоследствии Гоголь (который, кстати, в своё время играл в этом спектакле роль госпожи Простаковой), сочла это произведение карикатурой на русскую жизнь. Реакция была изложена выше: запретить печатать от Фонвизина всё. И навсегда. Театр в Петербурге, осмелившийся первым поставить эту пьесу, был немедленно закрыт.
Потомки
Изучалась эта комедия во все последующие времена. Даже собраны исторические анекдоты, связанные с её постановками, их набралась целая книга. Например, после премьеры подходит к автору князь Потёмкин (по другой версии сам Державин) и говорит: "Умри, а не напишешь лучше, чем твой "Недоросль"!" Отзывы о книге с пьесой Фонвизина оставляют и наши современники.
Язык комедии восемнадцатого века в основе своей, конечно, кажется архаичным, но всё так же восхищают цитаты, ставшие пословицами. И со сценических площадок эта пьеса не сойдёт никогда, поскольку всегда актуальными будут человеческие пороки, которые так мастерски высмеял Фонвизин.
О правильном воспитании
Даже назвал он эту комедию в связи со специальным указом Петра Первого, который велел всем дворянским детям обязательно получать образование, иначе не могут служить, поскольку к взрослой и сознательной деятельности они не готовы. Именно порочность воспитания дворянских детишек при крепостном праве и является основной проблемой, поднятой автором в комедии "Недоросль".
Краткий отзыв можно составить именно в этом ключе: воспитание - залог нравственного облика молодого поколения. Нельзя доверять обучение детей кому попало: нянькам-крепостным, дьячкам недоучившимся, иностранцам-самозванцам и неучам. А Простаковы и Скотинины могут дать обществу только Митрофанушек, именно это и говорится в комедии Фонвизина "Недоросль".
Отзывы
О книге писали отзывы все самые светлые умы России. Александр Сергеевич Пушкин назвал комедию единственным памятником народной сатиры в статье "Опровержение критики". Он Фонвизиным восхищался и очень высоко ставил его литературное мастерство. Николай Васильевич Гоголь говорит о том, что написанное в комедии только кажется чудовищной карикатурой на всё русское, а на самом деле ничего карикатурного там нет, поскольку живьём взято с природы и знанием души проверено.
Виссарион Григорьевич Белинский писал, что "Недоросль" навсегда останется в истории русской литературы и в библиотеках порядочных людей. Он не считал эту пьесу комедией в художественном значении (в комедиях классицистов обычно интрига не касалась социальных протестов, обычно это была любовная линия, всё было гораздо легче выстроено по сюжету, а у Фонвизина, несмотря на искромётный юмор, тема вырисовывается слишком серьёзная). Белинский считал, что такие прекрасные произведения являются драгоценными свидетельствами общественной жизни своего времени.
О смешном
Очень много писал о комедии Фонвизина Василий Осипович Ключевский, всегда с восторгом. Называл он эту пьесу бесподобным зеркалом русской действительности, где всё показывается просто и непосредственно, в упор, без очков и тем более бинокля, без преломленного точками зрения взглядом, с полной безотчётностью воспроизведённого художественного понимания. Герои пьесы взяты из житейского омута, и Фонвизин не прикрыл их литературностью, не окультурил, показал прямо в чём взял, с неурядицами отношений, с неприбранными инстинктами и интересами, как будто на время из-под полицейского надзора освободил, да и вернул их туда же в конце произведения.
Это не комедия лиц, это комедия положений, по словам Ключевского. Потому что все действующие лица комичны, однако ничуть не смешны. То есть комичны они как роли, а как люди вовсе нет. На сцене такие персонажи забавляют, но очень огорчают и тревожат, если встретишь их вне театра, в обществе или дома. Это невежество, эта поверхностность образования, эта дворянская лень и прочие качества, показанные и смешные в комедии, никогда не могут быть смешными в жизни.
Литераторы об авторе
Александр Петрович Пятковский писал в статье, вошедшей в книгу о Фонвизине, что один из персонажей пьесы - Стародум - кажется ему самим Фонвизиным. На самом деле, он не ретроград, упивающийся воспоминаниями о добрых старых временах, и не брюзга, который с ужасом смотрит на развитие мысли своего века. Стародум (он же Фонвизин) восхищается питомцами петровского времени, которые смогли поднять свою страну на новые высоты.
В этом особенно хорошо видно влияние идей современных автору французских писателей, которые не любили выдумывать какие-то искусственные образы, им подсказывала сама жизнь, она же руководила и талантом Фонвизина. То что Фонвизин писал неприкрытую правду, ничего не приукрашивая, не гиперболизируя, видно и из других источников. Нравы русского дворянства восемнадцатого века подтверждены в десятках подобных указаний - это мемуары, это сатирические журналы того времени. Свидетельств - масса. Но никто не смог сделать их такими гениально доходчивыми.
Круг вопросов
Фонвизин в своей комедии ответил на все вопросы, которые обозначило его время, которые волновали передовых людей. Это общественный строй и государственный, это гражданские обязанности каждого члена общества, это крепостное право, это воспитание детей и, собственно, брак и семья. Ближайший из предшественников Пушкина и Гоголя смог поднять литературный язык на небывалую высоту, разнообразить его, оснастить своих героев свойственной каждому интонацией и собственным словарём.
Пусть положительные герои у него получились несколько схематичными и не настолько индивидуализированы, как отрицательные – они тоже очень хорошо передают образ мыслей и понятия людей благонамеренных. Стародум напрямую излагает самые заветные идеи автора, позиционирует себя врагом продажности екатерининских вельмож, которые получали чины и поместья за подхалимство и лесть. Впервые на сцене показано, насколько отличается от такого паразитизма обыкновенное трудолюбие.
Социальное и художественное
Крепостное право напрямую не осуждается автором, но насилие и гнёт им показаны, то есть крепостные порядки уже отрицаются. Разнообразно и интересно отображены и лица из низов - не по традиции французов (у них простаки на сцену выходят только для забавы публики, здесь же они необычайно живы и вызывают либо сочувствие, либо негодование).
Словом, художественные достоинства комедии Фонвизина "Недоросль" несомненны, они будут иметь ничуть не меньшую ценность и в самые далёкие будущие времена. Блистательный и смелый сатирик, творец "Недоросля" останется одним из основоположников русской словесности, замечательным политическим писателем и воистину великим русским просветителем.
Источник: fb.ru