Понедельник23 июня
Образование

Образовательная система - это... Определение, особенности и функции

27 октября 2017

Образовательная система это комплекс ориентиров, который направлен на объединение общественных, государственных, личных интересов с самобытностью отечественной культуры, знакомство с ними подрастающего поколения. Те перемены, которые происходят в современной России, стали причиной реформирования школ.

образовательная система это

Стандарт как вариант общественного договора

Образование и образовательные системы, используемые в прошлом веке, перестали отвечать тем запросам, которые предъявляются к школьному обучению современными реалиями. Именно поэтому назрела необходимость изменения классических стандартов, требуется существенное реформирование отечественного воспитания и развития.

Эта сфера является той частью общества, которая в определенной мере представляет интересы всего населения страны.

Образовательная педагогическая система представляет собой основу, что используется миллионами учителей, обучающимися. Она затрагивает интересы разных общественных организаций, семей, а потому нуждается в серьезном рассмотрении и анализе.

система образовательных стандартов

Актуальность реформ в школьном образовании

Пришло время серьезных перемен. Государственная образовательная система, существующая ранее, утратила свою актуальность. Новые стандарты, разрабатываемые для всех учебных дисциплин, должны в полной мере удовлетворять социальный заказ общества. Они должны устанавливать взаимосвязь между государством и образовательными заведениями.

Задача стандарта состоит в периодическом обновлении содержания предметов, внесении корректировок в универсальные учебные навыки, которыми должны овладеть школьники начальной, основной, средней ступени обучения.

современные образовательные сситемы

Классификация

Основные образовательные системы должны удовлетворять общественные, индивидуальные, государственные запросы и интересы. Подобные потребности в этой сфере интегрируют потенциал социальной, личностной, а также профессиональной успешности школьников.

Такая деятельность предполагает гармоничное и многогранное саморазвитие с учетом индивидуальных интересов, склонностей, способностей, мотивов. Социальная адаптация характеризует безболезненное вхождение подрастающего поколения в общественную жизнь страны.

образовательная педагогическая система

Социальный запрос к современным школам

Система образовательных стандартов предполагает перечень определенных социальных потребностей, которые должны быть сформированы в процессе обучения:

  • здоровый и безопасный образ жизни;
  • готовность применять на практике все знания и умения, полученные в процессе обучения;
  • ответственность и свобода, связанная с осознанием нравственной сути свободы;
  • умение делать личный осознанный выбор;
  • способность к полноценной трудовой деятельности;
  • принятие и осознание многогранности традиций, толерантность.

Требования к школьному образованию

Государственный заказ, который предъявлен на настоящий момент к российским школам, предполагает существенные изменения. Современные образовательные системы должны соответствовать определенным требованиям в этой области. Они связаны с реализацией следующих приоритетов:

  • безопасность и национальное единство, необходимое для формирования в подрастающем поколении нашей страны чувство гражданской идентичности;
  • подготовка активных, нравственно зрелых, компетентных граждан, которые готовы жить и работать в реальных экономических условиях.

Система образовательных программ должна быть составлена так, чтобы акцент делался не на получение огромного количества знаний и умений, а на формирование навыков самостоятельного развития и совершенствования.

Интерес государства заключается в создании определенных нормативов, по которым можно было бы оценивать не только деятельность школьных педагогов и воспитателей детских учреждений, но и работу самого учреждения. ФГОС нового поколения были разработаны специально для того, чтобы выработать единые требования, сформировать профессиональные стандарты для работников детских садов, школ, техникумов, академий.

Такой подход позволяет устранять любые социальные конфликты, делать образование абсолютно доступным для всех детей, независимо от их социального статуса, материального положения.

государственная образовательная система

ФГОС второго поколения

Новая система образовательной деятельности предполагает последовательную ориентацию на формирование личностного пространства для каждого ребенка. Такой подход позволяет развивать в подрастающем поколении навыки самостоятельности, элементы социальной ответственности.

Стандарт является инструментом организации взаимодействия отдельных субъектов в отечественном образовании. Он содержит информацию о цели, прогрессе, средствах и ресурсах, необходимых для его успешной реализации.

Современная образовательная система это совокупность различных методов обучения, способствующих формированию гармонически развитой личности, любящей свою страну, почитающей традиции предков.

основные образовательные программы

Приоритеты современного образования

В настоящее время образовательная система - это огромный потенциал для развития и совершенствования каждого ребенка. Суть обновлений заключается в создании единого образовательного пространства, преемственности между отдельными ступенями. ФГОС нового поколения обеспечивает доступность образования в рамках обязательного предметного минимума. В этом документе содержатся основные требования к подготовке выпускников на каждой ступени обучения.

Предназначение стандартов нового поколения

Какие отличительные особенности имеет современная образовательная система? Функции, которые должна выполнять даже обычная школа, прописаны в Стандарте. Именно он выступает ориентиром для совершенствования содержания каждой образовательной области, средством преемственности отдельных ступеней в рамках перехода к непрерывной системе обучения.

Среди тех функций, которые должен выполнять ФГОС, его разработчики выделяют обеспечение прав, гарантированных Конституцией.

Образовательная система - это определенный механизм, для управления которым был необходим единый комплекс требований. Он не ограничивается созданием базовых требований, а предполагает использование вариативных программ.

Между обязательным минимумом, который предусматривает ФГОС, и реальным содержанием учебного предмета, преподаваемого в российских школах, существуют определенные отличия.

Суть предлагаемых преобразований состоит в том, что базовая часть в каждой научной области определена Стандартом, чтобы обеспечить всем школьникам одинаковое базовое образование. При этом у каждого учреждения есть право на углубленное изучение отдельных предметов.

образовательная система функции

Деятельностный подход в обучении

В качестве принципиального отличия ФГОС нового поколения его создатели называют усиление их направленности на результаты обучения. В российской психолого-педагогической науке создана деятельностная парадигма образования, в рамках которой анализируется воспитательный процесс. Системно-деятельностный подход базируется на идеях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева. Именно они смогли раскрыть принципы психологических закономерностей процессов воспитания и обучения. В их работах обязательно учитываются все закономерности возрастного развития подростков и детей.

Деятельностный подход базируется на принципе, согласно которому психологические способности рассматриваются, как результат преобразования внешней деятельности при последовательных преобразованиях во внутреннюю психологическую работу.

В основе усвоения системы различных научных терминов, которые определяют формирование теоретического мышления, прогресс познавательного развития школьников, находится эмпирический тип мышления. Обучение направлено на умственное развитие путем самостоятельной деятельности учащихся. Именно поэтому в ФГОС для каждого учебного предмета указаны универсальные учебные навыки, которыми должен овладеть каждый школьник после освоения курса.

Особенности реализации новых программ

Приоритеты обновленной системы образования связаны с формированием у подрастающего поколения навыков самостоятельности. Получив от педагога определенную задачу, воспитанники должны продумать индивидуальную образовательную траекторию, при движении по которой они смогут справиться с этой проблемой.

ФГОС нового поколения на первый план ставят не наполнение учебной дисциплины научными фактами, а формирование навыков разработки и проверки гипотез, умения вести проектную деятельность, самостоятельность и инициативность. Для измерения подобного результата в новых стандартах предусмотрен термин «надпредметные качества», навыки, умения.

В заключение

Модернизация отечественной системы образования направлена на повышение эффективности по определенным показателям:

  • придание всем образовательным результатам личностно и социально значимого характера;
  • прочное и гибкое усвоение знаний школьниками;
  • способность самостоятельного движения в определенной образовательной области;
  • осуществление дифференцированного обучения с использованием единой теоретической структуры;
  • максимальное повышение мотивации подрастающего поколения к получению новых навыков, умений.

Деятельностный подход в новых образовательных стандартах способствует созданию условий для личностного и общекультурного развития школьников на базе формирования универсальных учебных навыков, которые обеспечивают не только качественное усвоение знаний, но и формирование единой картины мира, прочных компетентностей во всех предметных областях познания.

Ключевые задачи обновленного содержания российского образования связаны с обеспечением одинаковых возможностей в овладении различными навыками абсолютно всех школьников.

Например, классический курс неорганической химии предполагает формирование у подрастающего поколения четких представлений о безопасном использовании многочисленных классов веществ, а также направлен на развитие практических умений.

Личностное развитие связано с готовностью школьников самостоятельно добывать знания, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной и духовной деятельности. Молодые люди, покидая стены своего учебного заведения, должны обладать высокой профессиональной и социальной мобильностью. От того насколько им удалось сформировать умения учиться, напрямую зависит их успешность в будущей профессии.

Особое значение принимает в современной России патриотическое воспитание. Поэтому в каждой образовательной области, включенной в школьную программу, выделяется определенное количество часов на региональный компонент. В его рамках педагоги знакомят своих воспитанников с климатическими, историческими особенностями края, прививают подрастающему поколению любовь к малой родине.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments