Экфрасис - это описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте: примеры
20 октября 2017Зачастую писатели вынуждены затрагивать другие виды искусства: изображения, музыку, архитектурные строения. Эта традиция восходит еще с античных времен, продолжается в современной литературе и является одним из видов «текста в тексте». Самый наглядный вид интертекстуальности называется «экфрасис».
Понятие экфрасиса
Экфрасис – это описание в литературном тексте предмета искусства: картины или архитектуры.
Существует более обобщенное понятие. Экфрасис – это любой вид искусства, воспроизведенный в другом. Сюда входит музыка, вышивка, если брать поздние виды творчества, то можно включить кинематограф и фотографию.
Экфрасис в Древней Греции
Экфрасис в античной литературе был настолько распространен, что даже образовал отдельное направление. Например, в одном из трактатов Филострата Старшего под названием «Картины», автор описывает изображения и их значения. Это один из первых примеров экфрасиса, который имел цель улучшения нравственности: в начале произведения автор пишет, что «Картины» написаны после разговора с молодыми людьми на тему искусства.
Гомер в своих эпосах часто использовал экфрасис. Примеры можно найти в его «Иллиаде». Это были объемные куски текста с богатыми описаниями картин, архитектуры, оружия, брони, одежды и дворцов. Чаще всего Гомер описывал не просто предмет, а вещи с изображением целого сюжета. Например, мир, нарисованный на щите Ахилла.
Экфрасис в европейской литературе
Многие филологи ограничивают применение экфрасиса эпохой Возрождения в европейской литературе. Однако этот прием можно найти и в произведениях XVII-XIX веков под авторством Умберта Эко, Э.Т.А Гофмана и Оноре де Бальзака. Одним из самых ярких примеров можно назвать роман «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. В нем портрет главного героя играет ключевую роль в повествовании.
Если вернуться к Эпохе Возрождения, роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» будет лучшим примером экфрасиса. Это произведение об одной из самых величественных построек человечества, и судьбы людей, вершащиеся в его стенах, служат только одной цели: показать многообразие божьего храма в Париже.
Экфрасис в ранней эпохе русской литературы
В Средние века многие авторы жанра хождения использовали в своих путевых заметках описания архитектуры, построек, сакральных предметов и изображений.
Позже роль экфрасиса меняется. Это уже не просто описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте. Прием приобретает первостепенное значение в романах, где речь идет о людях искусства, художниках.
Изображение искусства в литературе XIX-XX веков
Н.В. Гоголь использует этот прием в произведении «Портрет». В этой повести хозяину полотна достается изображенный старик-ростовщик, приносящий несчастья.
Герои произведений Ф.М. Достоевского «Идиот» и Л.Н.Толстого «Анна Каренина» также наблюдают картины, и это оказывает на главных героев определенное впечатление. У Федора Михайловича герои говорят словами автора, передавая его личное впечатление от картины «Мертвый Христос во гробу» Ганса Гольбейна. Лев Николаевич размышляет в тексте о смысле и назначении искусства. Таким образом, понятие экфрасиса расширяется и переходит в ранг философии.
В двадцатом веке искусство ступает на новый уровень. В нем появляется величественность и размах, которых ранее не бывало. Появляются общедоступные фотографии и кинематограф.
Один из первых рассказов И.А. Бунина в эмиграции «Безумный художник». В главном герое борются две тенденции: преклонение перед Западом и идеализация России и русского народа. Особое внимание автор уделяет приемам выразительности и изображения картин: цветовая символика, зрительная лексика. Интересное сопоставление задумки и воплощения картин. В рассказе угадываются и реальные картины: «Сикстинская Мадонна».
Повесть Б.А. Лавреньева «Гравюра на дереве» поднимает такие вопросы, как роль искусства в обществе, интуитивная природа творчества. Лавреньтев связывал новое искусство с созданием персонажа, который придет на смену приевшимся прототипам.
Некоторые авторы использовали экфрасис как Эзопов язык в общении с властью. Е.И.Замятин в своем романе-антиутопии «Мы» описывает сооружение громадного корабля, символа величия всего человечества. При этом общество, в котором создается столь масштабное строение, далеко от совершенства: за людьми следят, они находятся под тотальным контролем. Это, безусловно, аллюзия на советскую власть, за что антиутопия Замятина долгое время издавалась только за рубежом.
В двадцатом веке экфрасис выступает как прием для раскрытия темы России и революции. В это же время очень сильна советская власть и присущий ей пафос. А. Платонов в произведении «Котлован» возвеличивает строительство «единого общепролетарского дома». У Замятина и Платонова мы видим, что речь идет уже не просто о воспроизведении эстетической части искусства в литературе, но и о ее связи с социально-историческим движением.
Важную часть имеет влияние иконописи на литературу двадцатого века.
Экфрасис в поэзии Серебряного века
Расцветом Серебряного века русской поэзии считается начало ХХ века. В это время творцы стремились выйти за рамки искусства, поэтому искали себя на пересечении границ литературы, театра, музыки.
Можно вспомнить А.С. Пушкина и его «Медного всадника» – памятник, вокруг которого развивались события очередного наводнения в Санкт-Петербурге.
Акмеисты Серебряного века А.А. Ахматова и О.Э. Мандельштам придавали экфрасису больше «материальное» и весомое значение, чем поэты-символисты: А. Белый, А.А. Блок, В.Я. Брюсов.
С.А. Есенин в своих стихах часто использовал мотивы музыки, что тоже можно отнести к приему экфрасиса. Автор часто использует в тексте изображение духовых инструментов, фольклорных музыкальных мотивов. В поэмах «Пугачев» и «Марфа Посадница» присутствует образ колокольного звона. Кабацкие мотивы воплощены в «Москве кабацкой». Под музыку гитары и гармоники раскрывает душа лирического героя. Через музыкальные образы Есенин передает собственные размышления о предназначении искусства и смысле жизни.
И. Анненский в стихотворении «Бронзовый поэт» проводит параллель между ожившей бронзовой статуей и скульптурами в поэзии Пушкина. Здесь поднимается тема разрушительности времени и бессмертия творца.
Влияние художественного приема на художественную литературу
Экфрасис выделяется среди других видов «текста в тексте» своей визуальностью. Перед другими типами интертекстуальности он имеет ряд преимуществ. Экфрасис – это прием, который позволяет авторам вплетать в текст реальные примеры мирового искусства, обозначать собственные впечатления, воспроизводить чувства персонажей от созерцания предметов творчества. Перевод изображений и архитектуры в словесную форму предоставляет писателям простор для метафоричного описания.
Экфрасис дает литераторам возможность создать иллюзию естественности. Существующие образцы искусства, которые авторы описывают в своих книгах, каждый читатель может посмотреть вживую, сравнить ощущения с чувствами персонажей.
Источник: fb.ru