Такой коварный беседочный узел
28 июня 2013Практически всегда особой популярностью пользовался морской узел. Как всем известно, он имеет несколько разновидностей, среди которых следует отметить беседочный узел. Также его еще называют "булинь" – носовая веревка. Он относится к основным видам узлов еще с древних времен. За свою простоту и универсальность в использовании иногда называется королем узлов. Кроме того, у него нет явных недостатков.
Как показала история, беседочный узел использовался еще в Древнем Египте и Финикии примерно пять тысяч лет тому назад. Впервые о нем было дано упоминание в одном из учебников Дж. Смита по морскому делу. Этот учебник был издан еще в 1629 году.
О том, как вязать морской узел такого вида, дословно было написано следующее: вяжется он таким образом, чтобы получился шлаг на веревке, через который пропускается впоследствии свободный конец – вверх и вниз. Этот конец веревки протягивается под главным стволом каната. Затем берется в левую руку лопарь таким образом, чтобы свободный конец веревки направлялся от лица человека. На небольшом расстоянии от лопаря следует сделать калышку. В том случае, если глядеть вперед, она должна расположиться на правой стороне лопаря. Затем в нее пропускается ходовой конец сделанного лопаря таким образом, чтобы он направлялся к человеку, который вяжет узел. Также он должен переплетаться с калышкой и той частью лопаря, которая является коренной. Впоследствии его необходимо будет пропустить снова в калышку, обогнув при этом ходовой участок лопаря вокруг коренного. После этого калышку требуется затянуть как можно туже. Кроме того, затянуть потребуется и ходовую часть веревки лопаря.
Беседочный узел получил свое название благодаря морскому термину "беседка", обозначающему небольшую деревянную доску, с помощью которой совершался подъем или опускание человека. Булинь (а именно так именовался этот узел в Англии) - это снасть, которая необходима для того, чтобы оттягивать нижний край паруса. Он не развязывается, но и не затягивается под нагрузкой, как, например, узел-удавка. Также он позволяет легко себя развязать в тот момент, когда нагрузка уже снята.
Беседочный узел очень часто критикуется из-за своего коварства. Даже завязанный неправильно, он может ничем себя не выдать до тех пор, пока с помощью него не начнут поднимать какой-либо груз. Именно в такой момент он и развязывается. Булинь будет работать правильно только в том случае, если на все боковые концы веревки поступает одинаковая нагрузка. К тому же петля такого узла не допускает наличия боковой нагрузки, кроме как на основном канате.
Кроме того, необходим еще и контрольный узел, который не будет позволять беседочному тянуться. Все эти ошибки приводят к тому, что булинь пытаются при возможности заменить на какие-либо другие аналогичные узлы. Сам же подобный морской узел пользуется слишком дурной славой, так как из-за неправильного его создания погибло достаточно много людей. Заменой беседочного узла на другой пытаются избежать таких невосполнимых потерь.