Системы налогообложения. Виды и нюансы применения.
27 марта 2012Действующие системы налогообложения, виды и критерии применения которых определяются постоянно меняющимся законодательством, предоставляют хозяйствующим субъектам достаточно широкие возможности для оптимизации размеров платежей в бюджет, а также объемов бухгалтерской отчетности. Как показывает практика, многим владельцам бизнеса достаточно сложно разобраться в юридических тонкостях данного вопроса, в результате чего возникают финансовые убытки и проблемы с налоговыми органами. Какие же вопросы наиболее часто возникают у предпринимателей при открытии бизнеса?
1. "Упрощенка" или основной режим?
Данное решение принимается в зависимости от особенностей клиентской базы. Предполагая работу с частными лицами и коммерческими структурами, применяющими специальные режимы налогообложения, необходимо переходить на УСН, планируя сотрудничество с предприятиями – плательщиками НДС, целесообразно оставаться на общей системе. Также "упрощенку" можно применять компаниям, осуществляющим различные виды обслуживания организаций: клининг, консалтинг, аудит, технические услуги и т.п. Основной режим незаменим для компаний, планирующих крупнооптовые поставки, производственную деятельность, а также продажу дорогостоящего оборудования, поскольку позволяет предоставить своим клиентам счета-фактуры с НДС. Необходимо подчеркнуть, что фирмы, применяющие "упрощенку", также вправе предоставлять документы с НДС, но при этом выделенный налог должен быть полностью перечислен в бюджет. Таким образом, использование данной возможности практически бессмысленно, поскольку влечет за собой значительное увеличение цен.
2. Как поступить, если предприятие работает с разнообразными клиентами?
В данном случае необходима профессиональная консультация, в ходе которой специалист изучит особенности предприятия и определит наиболее подходящую схему построения бизнеса. Для налоговой оптимизации могут быть использованы любые специальные системы налогообложения, виды и особенности применения которых зависят исключительно от специфики деятельности. Так, торговые предприятия могут организовать в офисе розничный отдел (площадью не более 150 м2). При этом будет применяться вмененная система налогообложения и основной режим. Стоит отметить, что розницей признаются продажи, осуществленные по розничным договорам вне зависимости от суммы поставки и способа оплаты.
Предприятиям, планирующим закупать дорогостоящее имущество, можно открыть вспомогательную компанию, которая будет являться "хранителем активов". Данная фирма переводится на УСН и приобретает основные средства от своего имени, а затем сдает их в аренду основному юридическому лицу, что позволяет не уплачивать налог на имущество, а также включить в расходы арендные платежи. Кроме того, "хранителю" зачастую передается работа с клиентами, не заинтересованными в вычетах по НДС. Также при необходимости может быть учреждена компания, использующая ЕСХН.
3. Какой вариант "упрощенки" выбрать?
Применение упрощенной системы налогообложения, виды которой различаются по способам исчисления налога, зависит от соотношения выручки и затрат предприятия. Фирмам с незначительными издержками целесообразно выбрать вариант "Доходы*6%". Данный режим является самым простым на сегодняшний день, поскольку не требует учета расходов, он идеален для предприятий, специализирующихся на сдаче в аренду имущества и предоставляющих прочие подобные услуги. Наиболее часто на практике применяется способ расчета "Доходы – расходы *15%", поскольку он позволяет существенно сократить налоговую базу на величину произведенных затрат. Стоит подчеркнуть, что налогоплательщики могут принимать к учету только расходы, обозначенные в ст. 346.16 НК после их фактической оплаты.
Безусловно, существуют и другие нюансы, которые следует учитывать при выборе системы налогообложения. Виды и принципы применения налоговых режимов имеют множество законодательных особенностей, поэтому для компетентного решения данного вопроса стоит обратиться к опытному бухгалтеру.
Источник: fb.ru