В каких случаях составляются бухгалтерская справка и бухгалтерская справка-расчет?
4 февраля 2013Бухгалтерская работа связана с цифрами, расчетами, вычислениями. Все эти операции выполняет человек, и никто не застрахован от ошибок. Выявленные ошибки необходимо исправлять. Корректировка неправильных подсчетов должна сопровождаться документом – бухгалтерской справкой. Каждый бухгалтер обязан знать, как ее составить. В справке необходимо указать причины возникновения ошибки и способ ее исправления в бухгалтерском и налоговом учете. Делается это для того, чтобы по прошествии времени не забыть, по какой причине были сделаны исправления.
Как составляется бухгалтерская справка?
Бухгалтерский учет основан на документальном подтверждении всех хозяйственных операций. Кроме того, документы подлежат регистрации в качестве первичных. Налоговый кодекс бухгалтерскую справку причисляет к первичному документу. У такого документа не существует специально разработанной формы, поэтому бухгалтерская справка может быть составлена произвольно. Содержание каждой из них, в зависимости от операции – индивидуально. Однако в каждой справке является обязательной следующая информация:
1. Наименование организации, составляющей документ.
2. Оглавление (бухгалтерская справка или справка-расчет).
3. Дата составления.
4. Содержание операции.
5. Объем операции и единица измерения.
6. Должность лиц, ответственных за операцию, и правильность оформления.
7. Подписи указанных лиц.
Исправление ошибки считается хозяйственной операцией. В связи с этим должно иметься основание для внесения записи об операции в виде исправления ошибки в учетные регистры. Этим основанием и является первичный документ – бухгалтерская справка. Она подлежит хранению со всеми первичными документами, с тем регистром, в котором и были сделаны исправления. Срок хранения документа связаны со сроком хранения регистра учета, в который были внесены корректировки.
Следует знать, что бухгалтерская справка оформляется не только с целью исправления ошибок, но в других случаях: при постановке на учет основных средств и нематериальных активов, амортизационных расчетах. В бухгалтерском учете все корректировки делаются в период обнаружения ошибок. В налоговом же учете ошибки, относящиеся к прошедшим отчетным периодам, исправляются в период их совершения. В некоторых случаях, если период, когда была допущена ошибка, невозможно определить, исправлению подлежат налоговые обязательства отчетного времени, в котором она была обнаружена.
Бухгалтерская справка-расчет
Данный документ нужен в случае необходимости фиксирования сумм, ответственность за которые несет бухгалтер. Операция применяется, например, при раздельном учете облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС) операций. В этом варианте нужно выполнить расчет облагаемой и необлагаемой выручки, от которой зависят суммы НДС.
Для подтверждения расчета существуют и другие ситуации, когда требуется бухгалтерская справка. Пример их может быть таков: расчет суммы процентов по займам (полученным и выданным) с указанием в справке реквизитов договора займа, суммы, процентной ставки, срока договора.
Помимо этого, справка-расчет может использоваться при расчете суммы пособий по временной нетрудоспособности и прилагаться к больничному листу.
Бухгалтерская справка помогает фиксировать различные случаи, расчеты, служит подтверждением позиции в споре с налоговыми органами. Ее составление не занимает много времени. Следует помнить, что отсутствие бухгалтерской справки считается большим нарушением правил ведения отчетности доходов и расходов. Чтобы избежать негативных последствий во время ежегодной инвентаризации, обязательно следует проверить наличие всех бухгалтерских справок. В противном случае может быть наложен штраф.
Источник: fb.ru