Пятница13 июня
Самосовершенствование

Принципы психологии как основа построения и использования деловых игр в бизнес-образовании

4 марта 2012

Для подготовки менеджеров, а еще чаще - для повышения их квалификации сейчас активно используются разнообразные тренинговые системы и компьютерно-программные средства. Прежде всего, это деловые игры, использующие принципы психологии и имитирующие деятельность руководства определенной компании, где обучаемые приобретают навыки самостоятельного переноса полученных теоретических знаний в область принятия конкретных управленческих решений. Безусловно, качество деловой игры напрямую определяется тем, как в ней реализуются принципы психологии как науки, насколько адекватно и правдиво эта модель воспроизводит экономическую ситуацию. Имитационное моделирование и основные принципы психологии являются теоретической основой построения и применения таких деловых игр.

Для подготовки и обоснования управленческих решений существует достаточное количество экономико-математических моделей, использующих принципы психологии, однако охватить ими все представляющие практический интерес задачи невозможно. Зачастую модели оказываются чрезмерно сложными, и не существует методов нахождения решений даже для таких достаточно продвинутых задач, решаемых с помощью компьютеров, как, например, управление запасами, для нахождения численных решений приходится не только ограничиваться малой размерностью, но и вводить значительные упрощения. Поэтому в практике широкое применение находят методы имитационного моделирования, использующие в качестве теоретической базы фундаментальные принципы психологии, когда сначала разрабатывается экспериментальная модель управляемой системы, а потом только делается сравнительная оценка сценариев работы системы путем «проигрывания» типичных и нетипичных ситуаций на рассматриваемой модели.

Факторы неопределенности между частями системы представляются в виде формул или логико-математических соотношений. Имитирование системы – как раз тот этап реализации деловой игры, а котором принципы психологии играют ведущую роль. Он начинается с установки некоторого начального состояния ситуации, которая, в результате принимаемых решений, а также под воздействием неконтролируемых событий переходит в другие состояния.

Имитационный эксперимент связан с большим количеством вычислений, поэтому требует для своей реализации современных компьютеров и зачастую вычислительных сетей. Главное, эта модель позволяет рассмотреть по существу исследуемый процесс, тенденции его поведения. В ней обычно преследуется одна из следующих целей: изучение действующей производственной системы; анализ гипотетической модели; проектирование более совершенной системы. Для обучаемого самое главное - это грамотно и адекватно интерпретировать результаты моделирования, а это умение как раз и достигается тем, насколько профессионально психолого-педагогические критерии учтены при разработке игры.

Как показывает опыт использования тренинговых систем, наиболее эффективно применение деловых игр с несколькими командами игроков, каждая из которых представляет «свою фирму» и принимает решение относительно цен, объемов производства, организации рекламы и др. Программно-компьютерные средства выполняют две функции: ведут учет всех действий участников игры и одновременно оценивают экономические последствия управленческих решений играющих фирм-конкурентов.

Задачи, содержащиеся в деловых играх и требующие их решения, должны быть актуальными, практически значимыми, достаточно сложными, но доступными для решения; носить поисковый характер, побуждать обучаемых не только к системному использованию имеющихся знаний, но и к поиску новых оригинальных методов решения. Деловые игры должны обеспечивать многократное выполнение изменяющихся ситуаций, например, моделирования процессов управления предприятием. Опыт показал, что в процессе обучения деловые игры не должны быть трудоемкими по вводу информации, но формы ее представления должны быть близкими к реальным.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments