Конфликты в организации. Как решить их?
11 марта 2012Как бы нам не хотелось обратного, но конфликты в организации, увы, не редкость. Это, скорее, уже "проза жизни", нежели исключение из правил. При этом ситуацию усугубляют всевозможные кризисы, заставляя и руководителей, и простых работников волноваться и просчитывать все варианты. В таких непростых условиях современной жизни конфликты в организации случаются еще чаще, потому что сама обстановка накалена до предела.
Но неужели теперь нет никакого выхода и осталось только смириться? А может быть, есть варианты, как можно оградить себя от длительных конфликтов и решить все мирным путем?
Обратимся к советам психологов-специалистов по конфликтным ситуациям. Итак, если назревают или периодически происходят конфликты в организации, то запомните несколько правил.
Во-первых, поставьте себя, скажем, на место начальника (для примера мы берем именно конфликт с начальником, а не с коллегами или подчиненными, ибо подход в каждом случае должен быть совершенно разный). Подумайте о том, что, возможно, начальник не такой и самодур, как вам кажется. Знаете ли вы, как проходит его день? На нем лежит не меньший груз ответственности, чем на вас. А скорее всего, даже и больший. Над начальником тоже есть свои начальники и спрашивают с него, скорее всего, больше, чем он спрашивает с вас. Поставьте себя на его место, думается, от этого многое прояснится.
Второе. Подумайте, почему вы вообще работаете на этой работе? Есть ли какие-то положительные моменты, которые заставляют вас держаться за это место? Возможно, зарплата не такая уж и маленькая, или просто вы не имеете пока других предложений с более высокой зарплатой. Может быть, место работы расположено рядом с домом или же выполняемые вами обязанности не такие и сложные. Если вы будете акцентировать внимание на положительных моментах, то профессиональные конфликты не будут казаться вам таким неотвратимым злом. Везде ищите позитивные моменты.
Кроме того, если конфликты в организации вас выводят из равновесия и вы ничего не можете с этим поделать, дайте себе зарок. Например, я должна (должен) доработать до конца этого года. Потом я возьму отпуск/больничный и начну усиленно искать новую работу. Не сидите и не думайте, что вы попали в ярмо, которое обязывает вас теперь работать здесь всю сознательную жизнь. Вовсе нет. Вы никому ничего не должны, равно как и вам никто ничего не должен. Другое дело, что уходя таким образом от конфликтов, вы не получите гарантии, что на новом месте работы и начальник будет "мягкий и пушистый", и коллектив слаженный. Как бы не хотелось вас разочаровывать, но, увы, может случиться и так, что на новом месте работы вас ожидают все те же проблемы. Поэтому от конфликтов лучше не убегать. Надо работать над собой, уметь говорить нет и знать тактику поведения в конфликтных ситуациях.
Следующий пункт, о котором важно помнить, ведя "боевые действия" - следите за тем, что произносите. Если вы, поддаваясь эмоциям, выкрикиваете, что больше не собираетесь работать в такой обстановке, то подумайте, что будет, когда конфликт пройдет? А он пройдет обязательно. Вам придется либо сдержать свое обещание, либо...признать свою неправоту.
И последнее, но не менее важное. Подумайте, умеете ли вы производить хорошее впечатление? Приятны ли вы в общении? Человек, который имеет свою изюминку, приятен в общении, хорошо одевается, благоухает свежими ароматами, знает, что такое хорошие манеры, обладает правильной речью, может похвастать отсутствием вредных привычек, приходит вовремя, содержит свое рабочее место в чистоте и т.д. - не может не произвести прекрасное впечатление на окружающих, в том числе и на начальство. Конечно, это не является гарантией, что конфликтов не будет, но вероятность "необоснованных наездов" от окружающих резко снижается. Таких людей уважают.
Конфликты на работе - еще не повод впадать в депрессию.
Источник: fb.ru