Общение как взаимодействие
18 марта 2012Каждый человек нуждается в общении с самого рождения. Общение людей между собой можно разделить на три важных стороны: восприятие, коммуникация и взаимодействие. Интересен такой факт, что если возможно встретить восприятие либо коммуникацию в «чистом виде», то есть отдельно от всех других составляющих общения, то выделить общение как взаимодействие в отдельную строку практически невозможно.
Само название этого процесса уже несёт в себе значение совершения какого-либо действия: «Он меня подталкивал к чему-либо», «Она давит на меня, но я не поддаюсь ей» или «Она подстраивается под меня».
Общение как взаимодействие требует активного участия в беседе двух собеседников. И если коммуникативное общение ограничено только сообщением информации, а восприятие – просто выслушиванием чужого мнения, то уже любая реакция собеседника переводит процесс общения в другую категорию.
Некоторые люди испытывают трудности общения. Причины бывают самые разные. Аутизм, неумение выражать свои мысли, стеснительность и скрытность приводят к тому, что личность замыкается внутри себя, она способна только к восприятию, но внешне никак не реагирует на полученную информацию.
Постепенно люди, которым просто как воздух необходима ответная реакция собеседника, начинают обходить такого человека стороной. А зря! Очень часто за молчаливостью и внешней отрешённостью скрывается нежное отзывчивое сердце, а внутри постоянно ведётся глубокая душевная работа. И если кому-то удастся «разговорить», расположить к себе эту натуру, превратить обычное восприятие в общение как взаимодействие, то ему чрезвычайно повезёт. Лучшего советчика и друга, пожалуй, не найти на всём свете.
Чаще встречаются индивиды, особенно среди женщин, которые сами создают своим собеседникам проблемы общения тем, что они предпочитают исключительно коммукативную сторону в разговоре. Про таких говорят, что они подобны глухарю на токовище. Выкладывая никому не нужную информацию, совершенно не задумываясь о том, интересно ли это кому-нибудь, кроме них, они навязывают свою форму общения, абсолютно не интересуясь мнением собеседника. Подобная «игра в одни ворота» - это уж никак не общение как взаимодействие!
Что же нужно знать человеку, стремящемуся быть приятным собеседником либо поставившему себе цель что-либо доказать или при помощи разговора изменить мнение своего «визави»?
Несмотря на то, что всем нам кажется, что уж чему-чему, а болтать-то нас учить не стоит, всё-таки существуют определённые правила ведения разговоров. Ведь в основе своей ведение беседы – это целая наука!
Первое условие для того, чтобы между двоими происходило именно общение как взаимодействие, к тому же и результативное – это верное распределение позиций собеседников. То есть в каждой конкретной ситуации один является ведущим, а другой – ведомым. Во время беседы следует соблюдать эту «субординацию».
Позиция ведущего также имеет свои разделения на «контролёра» и «понимателя». В первом случае общение опирается на стремление управлять ситуацией и желание доминировать. Такое общение не всегда бывает приятно ведомому, поэтому в основном люди стараются как можно реже контактировать с людьми – «контролёрами».
Во втором случае позицию ведущего можно рассматривать как основанную на понятии равенства собеседников. Здесь огромную роль играет желание ведущего обойтись без конфликтов, понять своего партнёра и достичь взаимного согласия и удовлетворительных результатов переговоров. Именно с такими людьми чрезвычайно приятно общаться, окружающие их ценят даже независимо от того, были ли результаты по-настоящему реальными. Ведь контакт с людьми подобного склада оставляет в душе приятное чувство, что собеседник вник в проблему и сделал попытку помочь.
Отсюда вытекает постулат: хочешь, чтобы люди общались и хотели контактировать с тобой, постарайся их понять, встань на позицию равенства, даже если к тебе обращаются с просьбой либо за советом.
Источник: fb.ru