Виды воображения, их особенности и социальные функции
25 марта 2012Всем известно, что между окружающим нас миром, и теми образами, которые у нас возникают при его восприятии, существует весьма значительная разница. Причиной этого является наличие у человека такого феномена как воображение. Воображение человека состоит как бы из двух основных составляющих. Первый его элемент – память, в которой сохраняются образы прошлой действительности, в которой пребывал тот или иной человек. Второй – фантазия, уровень развития которой сугубо индивидуален. В силу того, что оба эти свойства индивидуальны для каждого, то и воображение также является субъективным свойством
В силу этой индивидуальности, принято выделять следующие виды воображения:
1) рациональная фантазия, этой такой вид воображения, который характеризуется тем, что отражает в сознании человека только самые существенные, самые запоминающиеся стороны объекта. Это такой вид воображения, в которой степень адекватности отображения объекта в сознании, во многом определяется характеристиками самого объекта (запоминающийся или нет);
2) иллюзия - вид воображения, которому присуще принятие видимости за реальную сущность;
3) мистификация, в которой происходит преднамеренное искажение реальности.
Все виды воображения можно также классифицировать на основании разнообразия причин, их порождающих. Здесь выделяют такие виды, где также каждому присущи свои особенности воображения. Вот некоторые из них:
- непроизвольное воображение, которое характеризуется, как правило, тогда, когда человек снижает контроль за собственным течением мысли и вниманием. Такое воображение возникает «само собой» и присуще людям на раннем этапе жизни, в детстве или ранней юности. Очень часто оно возникает во сне или в полусонном состоянии. Отличительной особенностью таких непроизвольных представлений является их связь с другими «остаточными» образами сознания, в результате чего фиксация таких представлений очень слабая;
- произвольное воображение рассматривается в психологии как активное. Преднамеренное воображение. Начинает оно развиваться также в раннем детстве, в ходе игр, где требуется принятия на себя какой-либо роли. Стремление к «ролевой правдивости» способствует повышению активности, которая находит себе применение уже в дальнейшей жизни, когда человеку становится необходимым принимать собственные решения, ставить задачи, намечать пути их решения;
- воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо создать образ чего-либо такого, чего ранее он никогда не видел и с чем не сталкивался, но точно знает, что такое существует в природе. Благодаря ему человеку по силам реконструировать прошлое или представлять ландшафты далеких стран;
- творческое воображение, в отличие от воссоздающего, создает новые образы и образцы действительности. При этом такое может формироваться у человека таким образом, что он может создать в своем воображении нечто уже ранее созданное другим/ими людьми, но он об этом может и не знать.
- мечты человека представляют собой явление, которое как бы объединяет все виды воображения в определенную устойчивую цельность, концентрированно отражающую его устремления, жизненные ориентиры, ценностные установки.
Действуя комплексно, или при приоритете какой-либо одного, но, так или иначе, все виды воображения сопровождают человека на протяжении всего периода его жизни. Этим объясняется и то многообразие функций, которые они отыгрывают в ней.
Рассматриваемые функции воображения в психологии, следующие:
Познавательная, которая проявляется в том, что воображение способствует накоплению и закреплению знаний.
Генерирующая, которая состоит в том, что воображение способствует накоплению многообразных сведений, образов, фактов в сознании человека.
Синтетическая проявляется в способности воображения «сложить» из множества изолированных компонентов цельный образ, мечту.
Функция предвосхищения позволяет человеку на основе предыдущего опыта закрепленного в образах предчувствовать и даже предсказывать возможное развитие событий в будущем.
Регулирующая функция проявляется как инструмент коррекции человеческого мышления и поведения на основе, опять же, сложившихся образов своего социального опыта.
Функция эмоционального воздействия проявляется во влиянии сложившихся воображаемых образов на повседневное поведение человека, причем они могут, как способствовать, например, творческой деятельности, так и отвлекать от исполнения профессиональных обязанностей.
Источник: fb.ru