Социальная ситуация развития дошкольника и подростка. Понятие, описание и характеристика
1 августа 2012На всех возрастных этапах имеется особая, характерная только для них социальная ситуация развития. Это - общественное положение каждого ребенка в системе принятых в обществе взаимоотношений. Именно социальная ситуация развития является определяющей при заполнении жизни человека особым, характерным содержанием:
- особыми отношениями с людьми, которые непосредственно окружают ребенка;
- ведущей, особой для этого этапа развития деятельностью (труд, учение, игра или общение).
Каждый возрастной период включает в себя конкретную систему прав, которыми может пользоваться малыш, и обязанностей, которые должен он постоянно выполнять. Поэтому, социальная ситуация развития - это не просто психологический феномен, а всеобъемлющий и базовый для динамики формирования ребенка. Поскольку, именно благодаря ей, возникают качественные новообразования.
Как же формируется его содержание? Оно стихийно складывается, на основе исторического длительного опыта и с учетом запросов современного общества.
Любой ребенок, вне зависимости от того, каково его индивидуальное развитие и степень готовности, достигнув конкретного возраста, окажется поставленным в соответствующее, принятое для данного общества положение. Тем самым он попадет в систему условий, которые определят его дальнейшее развитие и характер деятельности в данном возрасте. Поэтому ребенок оказывается перед определенной дилеммой: ему нужно обязательно соответствовать данным условиям или нет. Только в этом случае он сможет почувствовать себя психологически и эмоционально комфортно.
Следовательно, социальная ситуация развития представляет собой характерное сочетание внешних условий и внутренних процессов, свойственное на всех возрастных этапах.
Рассмотрим более подробно дошкольный и подростковый периоды.
Благодаря эмоциональному и психологическому отделению ребенка трехлетнего возраста от взрослых, появляются определенные предпосылки для того, что возникает новая социальная ситуация развития дошкольника. Малыш теперь впервые может выйти за пределы своей семьи и установить новый уровень взаимоотношений в другими взрослыми и детьми. Для чего это необходимо?
Ребенок пытается "вступить" в мир взрослых, воспринимая их, как носителей социальных ролей. Именно поэтому активно развиваются сюжетно-ролевые игры с другими детьми в разбойников, врача, шофера, врача и так далее. Дошкольнику важно "вступить" во взрослый мир, поэтому "моделирование" его становится основной в психическом развитии.
Социальная ситуация развития подростка имеет несколько иную задачу. Этот возраст является базовым для перехода от детства к ответственной и самостоятельной жизни. Поэтому такое "промежуточное" положение оказывает значительный отпечаток на протекание этого периода.
Во-первых, начинаются базовые анатомо-физиологические изменения. За несколько лет тело ребенка превращается во взрослое, а особая роль отводится половому развитию.
Во-вторых, формируется иной уровень взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Особенно это касается взаимодействий с семьей, поскольку физическая и духовная жизнь максимально перемещается во внешний мир. Первое место теперь занимают отношения со сверстниками, с которыми имеются общие интересы. Они строятся на более высоком и сложном уровне, поскольку подростки увлечены совместной деятельностью и интимными для них темами. Эмоционально комфортное состояние определяется тем, включен ли он в какую-либо группу сверстников.
Поэтому, для обеспечения оптимального развития ребенка, нужно обеспечить ему "правильную" социальную ситуацию развития.
Источник: fb.ru