Виды ощущений у человека
20 сентября 2012
Все виды ощущений у человека представляют собой продукт его исторического развития. Они очень сильно отличаются от ощущений у животных. В процессе развития труда и постоянного общения у человека развилось точное и тонкое осязание, музыкальный и речевой слух, цветовое зрение.
Принято различать виды ощущений в психологии. Материалистическому, научному взгляду на ощущения всегда противостояли идеалистические, ненаучные точки зрения. Такие субъективные идеалисты, как Мах и Беркли, а также их последователи отрицают, что ощущения произошли из какого-то материального источника. Они не признают существование материи вообще, утверждая, что предметы, окружающие нас, представляют собой не более чем комплексы или комбинации человеческих ощущений. Получается, что в мире не существует ничего, кроме субъекта с его ощущениями. То есть, разные виды ощущений дают нам разную информацию о нашем окружении.
У так называемых агностиков взгляды тоже идеалистичны, они не отрицают существования материального мира вокруг нас, а также его воздействия на чувства и органы человека, однако, они сомневаются в том, насколько истинно отражение настоящих свойств предметов посредством получаемых ощущений.
К примеру, ученый Гельмгольц, базируясь на том факте, что ощущение какого-либо свойства и само свойство предмета не являются одним и тем же, назвал ощущения условными символами или знаками вещей. Посредством символов можно обозначить как что-то существующее в реальности, так и что-то, чего на самом деле нет. Теория символов становится причиной появления агностицизма, то есть сомнения в том, что человеком правильно отражается весь окружающий его мир. На самом деле ощущение является верным отображением действительности. В данном случае разные виды ощущений ставятся под сомнение, так как они могут неверно информировать человека о его окружении.
Взгляды ученого Иоганна Мюллера известны намного больше. Он утверждал, что человек ощущает не свойства различных предметов, которые реально существуют, а только состояние своих собственных органов чувств.
Чтобы подтвердить верность своего взгляда, Мюллер опирался на такие общеизвестные факты: при действии на один орган чувств разных раздражителей, ощущение, возникающее в нем, всегда одинаково, то есть то, что для этого органа является специфичным. Например, если действовать на глаз электрическим током, светом или механическим раздражением, то виды ощущений всегда одинаковы, они являются зрительными.
Если смотреть с другой стороны, то при действии одним и тем же раздражителем на разные органы чувств человека, мы получаем разные ощущения, которые являются специфичными для этих органов чувств. Если оказывать воздействие на глаза, кожу и уши электрическим током, то возникают разные ощущения, зрительные, тактильные и слуховые. Получается, если исходить из логики Мюллера, наши ощущения становятся следствием не действия каких-либо материальных предметов, которые существуют независимо от нашего сознания, а своеобразной энергией человеческих органов чувств. Тут перед нами и появляется то, что называется «свойства ощущений» в психологии. В соответствии с взглядами Мюллера, мы имеем дело не со свойствами объектов материального мира, а с отражением того, в каком состоянии находятся наши собственные органы чувств.
Один из множества критиков Мюллера по этому поводу шутливо сказал, что если он прав, то кошка, перед которой находится мышь, должна не хватать ее, а вцепиться лапами в собственные глаза. Если опираться на все упомянутые факты, то мы имеем дело с ложными выводами Мюллера. У них имеется иное объяснение. Из истории развития мира животных нам известно, что специфичность органов чувств является результатом их продолжительного биологического приспособления к условиям окружающего мира. Ее не существовало на низших уровнях развития.
Источник: fb.ru