Деструктивное поведение школьников: причины и методы устранения
19 октября 2012Причиной неблагополучного развития детей являются деструктивные процессы, нарушающие целостную структуру личности. Известно, что простейшая структура личности состоит из трех составляющих: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферы. Гармоничное развитие всех трех составляющих обеспечивает успешность развития человека. Деструктивное поведение может появиться у школьника как результат незнания правил поведения или нежелания их применять в своей деятельности.
Источники деструктивности в поведении школьников:
1) Подчинение ребенка воле взрослого. Подавляя самостоятельность и инициативу, педагог препятствует развитию индивидуальности детей, их активности, что приводит к возникновению конфликтов. Девиантное поведение, психология которого базируется на теории деструктивности, является результатом подавления и сопротивления личности при жестком авторитарном стиле обучения.
2) Осуществление процесса воспитания только в проблемные периоды жизни ребенка. При таком подходе взрослый проявляет активное внимание к ребенку только тогда, когда уже возникла проблема. Но как только проблема теряет свою значимость, педагог теряет интерес к школьнику, оставляет его в зоне невнимания, считая, что пока все идет нормально, беспокоиться не о чем. Деструктивное поведение становится средством привлечения внимания к своей личности. Педагог непроизвольно направляет ребенка по «проблемному» пути развития, так как для привлечения внимания к себе воспитанник будет все чаще совершать проступки, на которые реагирует взрослый.
3) Монополизация ребенка школой. Ребенок поставлен в положение долженствования, он «обязан» служить школе. При большой учебной нагрузке детей и родителей не покидает ощущение большой занятости, утомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего детского организма и психики. Протест против монополизации выражается как деструктивное поведение, направленное на разрушение установленных школой правил: опоздания, прогулы, нарушения в форме одежды и т.д.
По мнению Эриха Фромма, признаки деструктивности как черты характера проявляются у 10-15 % населения. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он определяет данное качество как влечение к разрушению, которое ярко проявляется у людей агрессивных, испытывающих ненависть к человечеству. Это преступники, насильники, поджигатели войн. По мнению автора, у детей деструктивное поведение может быть сублимировано или преобразовано в конструктивную агрессивность, направленную на разрушение старого, ненужного и построение чего-то нового, более совершенного.
Психология отклоняющегося поведения детей предлагает способы реконструкции разрушительного личностного влечения в конструктивное образование:
1) За счет направления деструктивного импульса на применение его в будущей профессии. Это может быть стоматология, ветеринария, хирургия и другие специальности, где агрессия используется с целью лечения и восстановления.
2) За счет выражения себя в таких видах спорта, как стрельба, дартс, метание диска, борьба. Агрессивные импульсы уже не разрушают, а направляются на спортивные достижения.
3) В процессе отражения деструктивности в произведениях искусства: написание картин о войне, стихов, сценариев для фильмов, игр. Внутреннее стремление к деструктивности становится продуктом творчества или культуры.
Деструктивное поведение детей, замеченное в дошкольном или школьном возрасте, не может быть устранено методами подавления. Наиболее эффективный путь – преобразование и направление энергии импульса на социально значимые цели.
Источник: fb.ru