Понедельник16 июня
Самосовершенствование

Развиваем внимание: психология дошкольного возраста

6 ноября 2012

Внимание начинает развиваться у самых маленьких детей еще в период новорожденности. Самое главное, на чем может сосредоточиться ребенок – это материнская грудь, которая кормит его, дает ощущение присутствия матери. Постепенно в область восприятия попадает ее лицо, руки, волосы, тело: формируется целостный образ родительской фигуры. В контакте с другими членами семьи, которые разговаривают, играют, берут на руки, продолжает формироваться непроизвольное внимание. Психология констатирует факт, что к третьему месяцу жизни ребенок реагирует комплексом оживления на несколько человек: отца, мать, няню, бабушку или старшего брата (сестру). Объем внимания возрастает, но остается долгое время непроизвольным, т.е. зависит от того, насколько интересен ребенку объект.

С возрастом происходит развитие внимания. Психология дошкольного возраста обращает внимание на устойчивость его и переключение. Динамику устойчивости  можно проверить с помощью простых картинок из развивающих журналов для дошкольников:

1. Ребенку 5-ти лет предлагается пара картинок, имеющих несколько отличий. Первое задание можно предложить выполнить с использованием рисунков, где есть 10 отличий, а в следующий раз, увеличивая их число до 15.

2. Подбираются иллюстрации нелепого содержания и дается задание: назвать то, что изображено неправильно.

3. Дошкольнику предлагают раскрасить вторую часть недорисованной картинки. Умение правильно подбирать цвет, выполнять задание до конца свидетельствует о том, что устойчивость внимания становится стабильной.

Отвлечения от выполнения заданий, время отсутствия ребенка фиксируется исследователем. Динамика прослеживается в сравнении с показателями предыдущего возрастного периода.

Теории внимания Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина помогают педагогу дошкольного учреждения проверить опосредованность внимания воспитанника. Для этого составляется ряд вопросов, а в условиях игры поясняется, что нельзя называть при ответах белый и голубой цвет. Например: «Какого цвета трава? Халат у врача?» Чем больше времени ребенок тратит на обдумывание вопросов, на поиск ответов, тем менее у него развито опосредованное внимание. Психология знает множество примеров, когда дети самостоятельно стремятся развивать такой вид внимания, играя в игры: «Да и нет не говорите, белое и черное не называйте», «Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное» и другие.

Можно одновременно развивать у детей ориентировку на листе бумаги и тренировать умение переключать и перераспределять внимание. Психология младшего школьника помогает мотивировать такие действия, это способствует качественной подготовке к школьному обучению. Детям предлагается под диктовку взрослого выполнять рисунок, проводя линию по клеточкам вниз, вправо или вверх. В результате должен получиться какой-либо образ или цепочка узора на листе бумаги. Иначе это задание еще называют «Диктант Эльконина», который проводят, проверяя уровень готовности детей к обучению в школе.

Многие родители знают, что качественное и рациональное питание также может помочь развить внимание. Психология – не единственная наука, которая занимается совершенствованием познавательных процессов у детей. Диетологи советуют обязательно употреблять при ослаблении внимания сладкий чай, т.к. сахар является источником энергии для мозга. Для поддержания концентрации внимания рекомендуется белковая пища: мясо, рыба, молочные продукты, которые создают чувство сытости надолго, не перегружая желудок, не провоцируя появление расслабленности после еды. Оливковое масло, орехи и шоколад являются источниками витамина Е, который помогает обновлять клетки мозга и костной ткани, способствует выведению токсинов, защищает от гибели нейроны головного мозга.

Эффективное развитие внимания у детей дошкольное возраста становится возможным при комплексном подходе: формировании познавательных процессов с помощью специальных игр и упражнений, отслеживании динамики их совершенствования и при поддержке организма витаминами, которые стимулируют развитие головного мозга человека.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments