Психологический анализ урока: основные подходы
17 ноября 2012В научной литературе в настоящее время имеется большое количество подробно разработанных принципов, на основании которых осуществляется психологический анализ урока. Дело в том, что современное занятие представляет собой далеко не однообразную и единую структурно-содержательную схему, оно должно выполнять несколько развивающих задач. Именно поэтому у каждого учителя есть возможность определять для себя такие формы, которые будут наиболее приемлемыми и соответствующими выбранной парадигме и поставленным задачам.
Психологический анализ урока, как целостное явление, имеет три основных и обязательных плана. Остановимся более подробно на их характеристиках.
Первый план анализа (психологический) относится к воспитанию, формированию и развитию личности учащихся. Помимо этого, большое внимание необходимо уделить становлению их мировоззрения, ценностных ориентаций и нравственности. Поэтому схема психологического анализа урока должна содержать общепедагогический разбор, где основным аспектом является соответствие воспитательным и общеобразовательным целям. Естественно, что первой группе необходимо уделить больше внимания.
В психологическом плане актуальным становится анализ следующих моментов на уроке:
- убеждающее воздействие учителя на формирование социальных позитивных установок;
- наличие материала, который будет побуждать к развитию активной гражданской позиции, к защите и отстаиванию своих убеждений;
- процесс воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности, готовности к сотрудничеству;
- учитель должен создавать условия для формирования морально здорового, объединенного значимой целью классного коллектива;
- учащиеся должны стать субъектом собственной учебной деятельности.
Методический психологический анализ урока будет тесно связан с разбором самого его хода. Речь идет об обосновании целей, задач, содержания урока, используемых технических средств обучения, об организации и так далее. В процессе анализа необходимо рассмотрение того момента, насколько данный урок будет соответствовать уровню всей подготовки учеников и их интеллектуальному уровню.
Помимо этого, обязательно должен быть произведен анализ психологической природы при усвоении теоретического материала, развития интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, анализ соответствия способов и приемов работы индивидуально-психологическим и возрастным особенностям данной группы учащихся.
Психологический анализ урока имеет также третий план - коммуникативный. Он подразумевает то, что в центре занятия находится ученик как субъект учебной деятельности. Поэтому основное внимание должно быть уделено его познавательно-коммуникативным потребностям, условиям формирования навыков, речемыслительной деятельности, развитию коммуникативных способностей с учетом индивидуально-психологических особенностей и так далее. Каждый учащийся должен стать субъектом учебной деятельности, общения с учителем и другими учениками в классе.
Поэтому психологический анализ урока (математики, русского языка, литературы, географии, физической культуры и так далее) должен обязательно включать в себя выделенные планы. Учителю необходимо задействовать механизм педагогической рефлексии, для того чтобы оценивать, корректировать и направлять все свои усилия в соответствии с выделенными параметрами. Она должна "запускать" профессиональное самосознание учителя, субъекта своей педагогической деятельности, а также личности, которая социально ответственна за обучение и воспитание подрастающих людей.
Источник: fb.ru