Понедельник16 июня
Самосовершенствование

Теории мотивации

17 апреля 2013

В современном медиа-пространстве все чаще и чаще встречается таинственное слово "мотивация". Нет, в общем-то понятно, что это, грубо говоря, то, что толкает и побуждает нас к действию. Но не все так просто, как кажется. Существуют определенные теории мотивации, которые объясняют, что это такое и откуда она, эта теории мотивациисамая мотивация, возникает.

Итак, психологи делят поведение человека на 2 этапа - на мотив и на само действие. Таким образом, мотивом или же мотивацией называется то, что толкает нас на определенные действия. Для того чтобы было проще понять, откуда возникает этот первоначальный стимул к действию, были разработаны так называемые теории мотивации.

Вопросы возникновения мотивов человеческих поступков интересовали еще античных философов. Первые психологические теории мотивации возникли в тесной взаимосвязи с рациональным и иррациональным учениями. Так, рациональное учение объясняло поведение человека с точки зрения вопроса выбора и принятия решений, апсихологические теории мотивации иррациональное - с помощью принципа автомата и рефлекса. Стоит отметить, что иррациональное течение в большей степени относилось к животным, а рациональное - к людям, так как считалось, что человек не имеет ничего общего с животными. Следующим толчком для развития теории мотивации было развитие эволюционного учения Дарвина. Отныне потребности перестали рассматриваться как исключительно нужды организма, больше присущие животным. Таким образом, можно выделить 2 психологические теории мотивации:

Первая - бихевиористская, или поведенческая теория. Считается, что данный подход безнадежно устарел и канул в лету. В двух словах, его можно описать как стимул-реакцию. Имеется определенный стимул, при возникновении которого прослеживается четкая реакция. Она вполне логична, хотя при исследовании больших групп людей дает осечки. Так, на один и тот же стимул разные люди могут среагировать по-разному.

Вторая - тесно связана с теорией потребностей Маслоу, с его знаменитой пирамидой. Любая деятельность служит для удовлетворения потребностей определенного уровня. На самом 1 уровне - физические потребности, на 2 - потребность в защищенности, на 3 - потребность в принадлежности к группе, 4 - потребность маоразвития, 5 - потребность самореализации.

когнитивные теории мотивации

В отличие от первых двух, третья ветвь, а именно - когнитивные теории мотивации, больше внимания уделяет процессу познания, получения, усвоения информации и тому, как это все влияет на поведение человека. Когнитивная теория объясняет то, как человек воспринимает и интерпретирует данные, полученные извне. Так или иначе, внешняя информация действует на каждого человека. При получении определенной порции информации запускаются когнитивные процессы. Сначала благодаря вниманию происходит сортировка, отбор информации и ее запоминание. Практически сразу же с вниманием начинает работать категоризация, то есть механизм узнавания того, что уловило внимание. Наконец, третьим этапом идет атрибуция, то есть понимание того, что делает человек. Но это понимание зависит от того, что мы знаем о внешнем мире.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments