Вторник17 июня
Самосовершенствование

Я-концепция: проблема определения и структура

6 июня 2013

Я-концепция – это комплекс представлений личности о себе, рефлексивная его часть. То, что индивиду рисуется, является в той или иной степени устойчивым и осознаваемым им. Часто этот термин употребляют вместо более нейтрального слова «самосознание».

Я-концепция: проблема определения

я концепция

Сложности с точной детерминацией данного понятия возникают по причине того, что то, что человек подразумевает под «я», имеет чересчур общий характер. Ведь в зависимости от контекста по-разному можно описать и любое элементарное слово, а уж тем более это касается таких абстрактных понятий, как «личность» и т. п. Так, например, Спиркин рассматривает «я» с точки зрения элемента и носителя самосознания. Михайлов интересуется, откуда берут начало способности человека к творчеству. Целая группа психологов рассматривает «я» сразу в нескольких аспектах: как сознающее себя начало, как внутреннее ядро индивида, как систему его представлений о себе. Бернс связывает его с самооценкой. Он считает, что я-концепция – это не только то, что индивид представляет из себя, а и то, что он о себе думает, как оценивает свою деятельность, что планирует на будущее. Самосознание человека напрямую связано с тем, как он выполняет свои функции в социуме. Например, профессиональная я-концепция учителя, то, насколько он воспринимает себя педагогом, определяет его готовность преподавать и вообще работать с детьми. Таким образом, становится ясно, что определение данного понятия может меняться в зависимости от способов его рассмотрения, а также может иметь множество производных.

Структура я-концепции

я концепция этоЛичность может воспринимать себя и оценивать через свое тело, свои способности, через отношения в социуме и иные проявления. В связи с этим я-концепция традиционно имеет три составляющие.

1. Когнитивная компонента. Это набор убеждений человека о самом себе. Иерархия свойств, которые индивид приписывает себе, нестабильна. Они могут меняться местами, исчезать и замещаться новыми. Все это зависит от того, какие ожидания имеются у человека относительно себя самого. Также когнитивная составляющая представлена в сознании личности в виде занимаемых статусов и выполняемых в социуме ролей.

2. Оценочная компонента. Это отношение индивида к тем характеристикам, которыми он обладает, их самооценка. Например, если человек сильный, это не значит, что ему нравится в себе данное качество. На формирование самооценки влияет:

1) То, как представления о себе соотносятся с идеальным «я».

2) То, как они соотносятся с ожиданиями социума.

я концепция учителя

3) То, как индивид оценивает свою деятельность после ее отождествления с деятельностью человека из той же группы (религиозной, профессиональной и т. д.).

3. Поведенческая составляющая. Это взгляд человека на собственные поступки. Ведь как бы он себя ни оценивал, кем бы ни представлял, он не может не обращать внимания на свое поведение, на то, что ему удается по-настоящему, а что только «приписывается».

Измерение образа «я»

Я-концепция и ее составляющие изучаются психологами при помощи различных методик. Одна из самых популярных была разработана в 1989 году Р. С. Пантелеевым. Это МИС – методика исследования самоотношения. Она состоит из девяти шкал: самоуверенность, внутренняя честность, саморуководство, самоценность, самоотношение, отраженное вовне, самопривязанность, самопринятие, самообвинение и внутренняя конфликтность.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments