Психологические игры как начало развития для детей
9 июня 2013Игра занимает центральное место в деятельности ребенка. Это не просто интересное времяпровождение, но и стремление ребенка к социальной адаптации, способ пережить какую-либо травмирующую ситуацию. Игра помогает ребенку взрослеть, становиться более самостоятельным. В игре он учится принимать решения, учится выигрывать и проигрывать. Не менее важным является и то, что через игру ребенок «прощупывает» границы дозволенного.
Именно благодаря такой центральной позиции в жизни ребенка игра стала для педагогов, воспитателей, психологов и родителей методом воспитания и незаметного воздействия. Так и возник целый пласт игр - психологические игры. Они позволяют взрослому ненавязчиво и безболезненно войти во внутренний мир ребенка и осуществлять, если это требуется, различную коррекцию поведения малыша. Такие игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Надо сказать, что психологические игры в компании детей имеют большой терапевтический и профилактический эффект. Но также надо отметить, что не всегда игры завязаны на количестве участников. Зачастую одно и то же занятие может быть предназначено как для коллектива, так и для одного ребенка.
Психологические игры для детей очень многообразны и различаются по возрастной направленности и по целям, которые они преследуют. Последние зависят от тех трудностей, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и социализации.
Например, для подростков, комплексующих по поводу своей внешности, цвета волос или прически, можно предложить игру «Наша парикмахерская». Ее суть заключается в том, что группа детей делится на две части, «парикмахеров» и «клиентов», и им предлагается создать новый образ. После этого можно устроить конкурс на лучшую прическу или образ, тем самым показав детям, что не всегда их мнение о своей внешности и мнение окружающих совпадают.
Психологические игры на выявление лидера также разнообразны, например, «Считалки» или «Делай раз, делай два», где игрок, проявивший инициативу, в большинстве ситуаций является лидером. Кроме коррекции, психологические игры помогут ребенку в тренировке памяти, например, игра «Забавные рисунки», когда детям предлагается запомнить как можно большее количество наименований, а затем их воспроизвести. Или же простимулируют развитие мышления и воображения. Здесь помогут такие игры, как «Связать слова», когда детям предлагается найти смысловую связь двух разных слов, или «Чья радуга ярче», которая раздвинет просторы детского воображения и поможет научиться украшать свою письменную и устную речь. А игра «Умение вести себя в обществе» сможет помочь стеснительным и замкнутым детям, освоив правила взаимодействия с окружающими людьми и правила этикета, чувствовать себя более свободными и раскрепощенными.
Так что психологические игры в компании можно и нужно использовать в работе с детьми. Важно лишь четко осознавать направление и цель, к которой желательно привести ребенка или группу детей.
Источник: fb.ru