Внутренний стимул - это сверхзадача воспитания
17 августа 2013Что заставляет нас двигаться вперед, развиваться, стремиться к большему? Только ли мечты или желание выжить? Есть ли что-то, что мотивирует нас сильнее? В исходном значении стимул - это острый предмет, палка с наконечником, которой погоняют быка. Лишь позднее слово стало употребляться в переносном смысле. Оно стало обозначать "сильный побудительный фактор". Именно он способен заставить нас не только развиваться и стремиться к большему. Стимул - это основной инструмент мотивации. В нейрофизиологии это слово имеет еще и другое значение. Согласно учению Павлова и его последователей, стимул - это воздействие на нервные окончания, вызывающее непременный отклик-реакцию. Стоит сказать, что как в физиологическом значении способы реагирования различаются, в зависимости от организма, так и в психологическом отношении. То, что будет для одного стимулом, для другого может стать тормозящим фактором.
Идею мотивирования используют все, кто имеет отношение к человеческим ресурсам, кадрам, психологии. Для работодателя, стремящегося к получению максимальной отдачи от работника, стимул - это все, что поощряет сотрудника наилучшим образом выполнять свои обязанности. В этом смысле он может быть положительным и отрицательным. Позитивный - стремление к похвале или обещанная награда. Негативный - желание избежать порицания или наказания. Для работника стимул - это, прежде всего, денежное вознаграждение. Лишь на втором месте стоят самореализация, профессиональные достижения, признание, похвала.
В силу того, что стимул - это достаточно простая формула "акция - реакция", используют его как сознательно (в том случае, когда возникает необходимость манипулировать или управлять другим человеком), так и неосознанно. Даже в семейных отношениях можно проследить ту же довольно несложную цепочку. Стимул - это один из основных элементов воспитания детей. Если используется позитивная, наградная мотивация, а не страх наказания и неприятностей, то у ребенка формируется более оптимистичная, активная позиция в жизни. И наоборот, если нету стимула, или он негативный, могут возникать серьезные личностные проблемы. Мотивация, толчок к действию могут быть как внутренними, так и внешними. Для гармоничного развития личности необходимо формировать умение находить стимулы в себе самом или в духовной сфере. Ведь воспитание - это не дрессура, и человек должен сам искать свое место в жизни. Однако добиться такой внутренней самомотивации очень непросто.
Как часто мы подменяем истинную цель развития - самоактуализацию, творчество - внешними атрибутами. Иметь что-то (дом, машину), обладать властью или положением в обществе кажется важным. Но именно в этом случае, если что-то ломается, если цель ускользает, рушится и мотивация человека. Возникает вопрос: "как жить, если нет стимула?". Ответы каждый ищет для себя сам в силу своей развитости и духовности. Внешний стимул потерять легко. Внутренний будет поддерживать и сподвигать к действию, мотивировать к полноценной жизни. Для одних таким стимулом может стать вера, для других - творческое начало, потребность в самовыражении. Формирование способности к внутренней мотивации и является сверхзадачей любого воспитателя.
Источник: fb.ru