Вторник17 июня
Путешествия

Литейный мост

10 мая 2013

В 19 веке российская северная столица - Петербург - испытывала трудности с транспортным сообщением между центральными городскими левобережными кварталами и Выборгским районом на правом берегу Невы. Наплавные мосты, периодически разрушаемые ледоставами, с поставленной задачей не справлялись, в конце концов городская дума приняла решение о строительстве капитального моста для соединения Литейного проспекта с Выборгской стороной. Проект обещал быть сложным, поскольку расстояние между берегами Невы составляло 400 метров, а ее глубина достигала 24 метров.

литейный мостВ 1871 году был объявлен конкурс на лучший проект под названием "Литейный мост". Свое название будущий мост получил в связи с тем, что он должен был стать продолжением Литейного проспекта. В течение двух лет различными фирмами-подрядчиками было представлено около двадцати проектов. Первое призовое место заняла английская мостостроительная фирма «Вестминстер», предложившая относительно недорогой мост из четырех пролетов, арочной конструкции, с двумя разводными секциями. Инженеры фирмы предлагали постоить Литейный мост, развод которого выполнялся по самой простой схеме - поворотной. Первоначально возражений против этого проекта не было, однако через полтора года Министерство путей сообщения высказало ряд замечаний относительно конструкции опор моста, а также представило свои сомнения в достоверности расчетов финасового обеспечения программы.

развод литейного мостаПроект «Вестминстер» был пересмотрен и забракован, а Литейный мост передали инженер-полковнику А.Е.Струве. По контракту строительство моста определялось четырехлетним сроком. Контракт был подписан, хотя некоторые пункты вызывали вопросы у государственных чиновников. Струве настаивал на закупке металлических конструкций в Англии, хотя российское железо было не хуже, а по ряду показателей даже лучше английского. Однако откладывать строительство моста было уже нельзя, поэтому в августе 1875 года заложили первый камень - Литейный мост получил путевку в жизнь. Строители сразу же столкнулись с серьезными проблемами. Подводные слои грунта в этой части Невы были совершенно непригодны для установки опор, глинистые массы не держали камень, а фундамент плыл.

литейный мост разводГрунт приемлемой твердости был на десять метров глубже, но такое немыслимое количество материала для фундамента тридцатиметровой глубины не выдержала бы ни одна смета. Поэтому было принято решение первые несколько ярусов вывести по принципу кессона - полой конструкции из металлических листов, сваренных в герметичную сферу или цилиндр. Однако с кессонами тоже получалось не все гладко, дно реки было буквально завалено огромными валунами и затонувшими судами. Чтобы установить кессон на нужной глубине, необходимо было расчистить под него ложе, а это была адская работа. Рабочие погибали на установке опор моста ежедневно десятками. В конце концов несколько кессонов были кое-как установлены, после чего началась работа по загрузке их камнями. Стоимость моста из-за невероятных технических сложностей выросла в полтора раза. Тем не менее строительство постепенно входило в какое-то подобие ритма, вскоре уже можно было видеть некоторые результаты. Было поднято пять арочных пролетов, шестой выполнял роль разводной части моста. В сентябре 1879 года строительство было закончено с двухмесячным опозданием, а А.Е.Струве был пожалован чином генерал-майора.

Сегодня развод Литейного моста - любимое зрелище петербуржцев и гостей северной столицы.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments