Хочу В… Тюрьму! Или Тюрьма Как Второй Дом
8 декабря 2012Два раза в месяц сотрудники Харьковской криминальной милиции по делам несовершеннолетних и сотрудники Харьковской службы по делам несовершеннолетних совершают совместные «вылазки» на станции метро, вокзалы и другие «злачные» места, разыскивая детей-беспризорников. Специальная комиссия решает их судьбу: кого-то направляет в интернаты, кого-то — в приюты, а кого-то — в приемник-распределитель.
По словам начальника криминальной милиции по делам несовершеннолетних УМВД в Харьковской области полковника милиции Бориса Михайловича Радько, 90 процентов бродяжничающих детей — из неблагополучных семей: «Они пытаются стать независимыми, вырваться на свободу из часто невыносимой обстановки дома, а попадают в еще большую зависимость от законов улиц и «вожака» малолетней «стаи». К нам в приемник-распределитель приводят ребенка, ненавидящего весь мир, и порой очень сложно отогреть его душу».
Я ожидала увидеть такую мини-тюрьму для мини-преступников: на окнах железные решетки, напряженные взгляды людей в форме с дубинками и мирно-вездегуляющие тараканы. А увидела… сначала новые ворота со звонком, за ними чистые тротуары, клумбы с ухоженными розами разных сортов, небольшую часовню и внушительных размеров двухэтажное здание западноевропейского вида.
На этом внешне благополучном фоне довольно странно смотрелся оборванный юноша лет 18, сидящий возле ворот прямо на асфальте и явно чего-то дожидающийся. Я поняла, что мои планы пройти незамеченной рухнули, когда услышала сказанную слегка нетрезвым голосом фразу: «Позови хозяйку! Скажи, что я Сережа! Скажи, что я ее жду».
Ну вот, Сережа остался ждать, а я узнала, что представляет собой приемник-распределитель для несовершеннолетних МВД Украины в Харьковской области. Построенный год назад на деньги спонсоров и МВД этот комплекс аналогов в Украине не имеет. Сюда теперь часто заезжают милицейские начальники из других регионов Украины и даже Москвы, чтобы посмотреть и перенять. Ежесуточно в приемнике можно содержать до 50 детей, которых при поступлении обследуют в медпункте, моют, выдают чистую одежду и кормят. Начальник этого учреждения Татьяна Викторовна Ткаченко рассказала, что с подростками работают психологи, инспектора профилактики, воспитатели. Всего в штате 22 сотрудника. Воспитатели проводят с детьми беседы, учат письму, чтению, математике. Есть телевизор с обширной видеотекой. А вот решеток на окнах нет, сотрудники в милицейской форме приветливо улыбаются. Борис Михайлович подчеркнул, что они стараются строить отношения с ребятами на доверии и доброте.
Я не знаю, как отнестись к тому, что ребенок может почувствовать себя кому-то нужным, полноценным и по-настоящему свободным там, где его официально этой свободы лишают. Парадокс — «на воле» этим детям снова хочется вернуться в уютное «заточение». И, как выяснилось, ждущий на улице Сережа, — тому пример.
…Жене 16 лет. Сейчас он самый старший в приемнике-распределителе. Родители сильно пили и в 12 лет мальчик ушел из дома. Так началась его жизнь романтика-путешественника. В Украине, наверное, нет приюта, где бы он не побывал. Клянется, что никогда ничего не украл, а жил подаяниями или зарабатывал мойкой машин. Странно, но я ему верю. В приемник его привезли из Белгорода (Женя ехал в Москву) и теперь отправят в родной Днепропетровск.
Вадим тоже «транзитный» и тоже из Днепропетровска. Мальчик с красивыми наивными глазами. Рассказывал, что поехал в Москву с мамой убирать вагоны. Он-то и убирал, а мать… вовсю занялась проституцией. Прости, Вадимка, что пишу о твоей маме правду, ведь ты сказал, что мама у тебя самая лучшая, но… ты все равно не прочитаешь эти строки. Одиннадцатилетний мальчик никогда не ходил в школу и он не знает, какой именно смысл имеют черные значки на бумаге. Ребенка решено отправить к бабушке.
Ну, а 13-летний Максим уже профессиональный вор со стажем. Причем с конкретной специализацией по цветному металлу. Мальчик шустрый и развитый, только в семье — проблемы. В приемнике ему очень нравится, но для журналиста (то бишь для меня) у него все-таки нашлась одна «серьезная» жалоба на начальство: «Печенья разного слишком много дают! Надоело! Уже совсем закормили!» Пока Максим живет здесь, ожидая результатов по рассмотрению своего дела.
Скоро Харьковский приемник-распределитель будет освящен, а в часовне появится свой священнослужитель — отец Петр. Сейчас же дети ходят в помещение с куполом просто «посоветоваться» или «попросить». В Бога верят, но по-своему.
Эти слова произнес десятилетний мальчик, стоящий возле иконы:
— Боже, когда мы украли в киоске колбасу, хлеб и другие продукты и сами все съели, ты нам помог. Значит, ты есть. Но вот, когда мы задумали обокрасть магазин и у нас ничего не получилось, нас ждет тюрьма… Ты нам не помог. Значит, тебя нет?
Некоторое время ребенок пристально смотрел на икону, а потом сам ответил на свой вопрос:
— Ты есть, я знаю. Ты есть, потому что мне нужно обязательно найти маму…
strong>Справка «Новости Украины»
Согласно статье 7-й Закона Украины «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних», приемник-распределитель для несовершеннолетних временно (не более 30 суток) содержит детей 3-х категорий:
— совершивших в возрасте от 11 до 14 лет общественно-опасное деяние, если есть необходимость их немедленной изоляции (по постановлению следователя, санкционированного прокурором или по решению суда);
— направляющихся согласно решению суда в специальные учреждения для несовершеннолетних;
— оставивших самостоятельно специальные учебно-воспитальные учреждения, где они находились.
А кроме того, Харьковская тюрьма для несовершеннолетних получила статус транзитного, что разрешает удерживать в учреждении еще одну категорию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет: — оставивших самовольно места проживания и без сопровождения взрослых находившихся на территории стран СНГ.
По материалам издания: