Четверг12 июня
Маркетинг

Анализ дебиторской задолженности некоторых компаний и ее причины возникновения

25 апреля 2012

Анализ дебиторской задолженности различных компаний, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности свидетельствует, что она не возникает сама по себе. Такая задолженность, в частности, может возникать в случаях, когда компанией товар продан или услуга предоставлена, а оплата за этот товар или услугу ею не получена.

Возникновение проблем такого рода характерно для компаний, которые не являются достаточно сильными в финансовом плане, а их товары или услуги не относятся к самым необходимым. Аудит дебиторской задолженности таких компаний показывает, что одним из путей ее снижения является предварительное изучение потенциальных клиентов и разработка более эффективной системы взаимоотношения с ними. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с возникновением дебиторской задолженности.

Начнем с существования так называемой нормальной дебиторской задолженности. Возникновение такой задолженности неизбежно в связи существованием некоего временного промежутка между отгрузкой товара и его оплатой в случаях, естественно, если товар отпускается не после полной его предоплаты. Возврат дебиторской задолженности (нормальной) покупателем продавцу происходит в указанные в соответствующем договоре между ними сроки. Возможно и возникновение просроченной дебиторской задолженности, которая имеет место в случаях невыполнения покупателем временных параметров договора, то есть элементарная просрочка оплаты товара покупателем. Существует, к сожалению, и безнадежная дебиторская задолженность. Она возникает в тех обстоятельствах, при которых компания не имеет практических шансов или ресурсов вернуть положенные ей по соответствующим договорам средства.

Проводя анализ дебиторской задолженности хозяйствующего субъекта, естественно, рассматривают и клиентов, из-за которых она возникает. Вообще клиентов любой компании можно разделить на две группы: добросовестные клиенты и недобросовестные.

К первой группе относятся клиенты, которые, заключая договор о поставке каких-либо товаров или предоставлении услуг, имели четкое намерение выполнить условия этого договора, то есть вовремя оплатить полученный товар или предоставленную услугу.

К другой группе относятся клиенты, которые при заключении соответствующего договора и не предполагали его выполнение (или достоверно знали о невозможности его выполнения) в части оплаты полученного товара или предоставленных услуг, или ищут всевозможные пути избежать оговоренных договором платежей. К сожалению, в условиях кризиса такое деление клиентов на группы носит весьма условный характер, так как и некоторые добросовестные клиенты могут оказаться в группе недобросовестных в связи с независимыми от них экономическими обстоятельствами.

Однако, как показывает тот же анализ дебиторской задолженности, деление клиентов на такие «крайние» группы, как добросовестные и недобросовестные, также является чисто условным и проводится лишь с целью облегчения управления задолженностями. Всегда находятся клиенты, причем таких большинство, которых можно отнести к промежуточной группе. Такие клиенты, ища для себя выгоду в виде возможного кредитования за счет компании-поставщика, сознательно не спешат с оплатой полученного товара или предоставленных услуг, если условия соответствующего договора не предусматривают солидных штрафных санкций за просрочку платежей или такие штрафные санкции не оказывают серьезного влияния на их финансовое положение. При этом многие клиенты используют кризисные явления в экономике как повод для оправдания невыполнения условий договоров.

Как показывает анализ дебиторской задолженности, такие клиенты не позволяют себе подобных взаимоотношений с компаниями-поставщиками, от которых напрямую зависит существование их бизнеса, а также с партнерами по бизнесу, которые при любых обстоятельствах решительно требуют и добиваются четкого выполнения всех договорных обязательств, используя все предусмотренные договорами санкции.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments