Маркетинговые Исследования Конкурентов
27 июня 2012В мире массового производства, где большинство организаций представляют одинаковые или похожие услуги и товары, одной из важных задач маркетинга выступает отстройка от конкурентов. Чтобы максимально грамотно осуществить позиционирование и отстройку, рекомендуется провести маркетинговые исследования конкурентов, задача которых заключается в выявлении сильных, а также слабых мест предприятия для дальнейшей разработки идеальной стратегии поведения предприятия на рынке. Разумеется, конкурирующие компании в любых условиях пристально следят за экономическими победами и поражениями друг друга. К тому же, зная предысторию любого нововведения конкурентов, легче определить степень его полезности. При этом судить можно непосредственно по результату - доле на рынке, которую они получили или потеряли. Конкуренты активно внедряют лучшие достижения друг друга. Ведь повторить результат чужого успеха всё-таки гораздо проще, чем первому внедрять своё.
Однако только опытные аналитики могут сделать действительно точный вывод о том, какие конкретные действия помогли достичь эффекта. Ведь в один и тот же период времени конкурирующая фирма может осуществлять несколько мероприятий: рекламную компанию, переезд офиса, программу мотивации персонала, введение скидок, перенос рабочего времени и т.п. Просто делиться информацией, было бы наилучшей стратегией в долгосрочной перспективе. В российском бизнесе делаются сейчас попытки добиться этого в рамках саморегулируемых организаций. А японские предприниматели, например, уже давно считают, что подобный обмен опытом способен повысить инвестиционную привлекательность компании и лучше лоббировать её интересы на разных уровнях.
Какова же структура маркетингового исследования конкурентов? На сегодняшний день не существует четких требований к анализу конкурентоспособности. Как правило, каждый аналитик занимается разработкой собственного алгоритма, который обязательно должен содержать следующие этапы:
1. Поиск лидеров на рынке.
2. Определение в отрасли экономических драйверов.
3. Установление факторов, которые оказывают влияние на конкурентную борьбу.
4. Определение перспектив стремительного развития рынка, а также предприятия на этом рынке.
Что такое экономические драйверы? Под данным термином подразумеваются показатели:
• Рыночные темпы роста;
• Размер рынка;
• Количество конкурентов;
• Количество покупателей;
• Легкость входа в рыночную отрасль;
• Прибыльность в отрасли.
Целесообразно проводить маркетинговый анализ конкуренции с учетом всех вышеперечисленных и других немаловажных показателей, которые каким-либо образом могут оказать влияние на рынок, а также на степень конкуренции внутри него.
Не следует забывать о силах, которые влияют непосредственно на положение конкурентов. Что можно отнести к таким силам? Это могут быть различные инновации, которые внедряются в производство, технологические изменения. Также влияют на рынок и на силовой баланс внутри него маркетинговые нововведения.