Несколько советов, как написать характеристику
23 октября 2012Характеристика считается документом, который необходим при устройстве на работу, для предъявления в военкомат, ГИБДД или другие официальные структуры. В ней описаны личные качества человека, важные в каждом конкретном случае. Этот документ бывает официальным (с места учебы, работы, прохождения практики) или бытовым (с места жительства, от соседей и т. д.).
То, как написать характеристику, необходимо знать сотрудникам, сталкивающимся время от времени с этой обязанностью, в основном, работающим в отделе кадров, или руководителю. В зависимости от дальнейшего использования, данный документ разделяют на внешний и внутренний. Последний вид может понадобиться внутри организации, например, при переводе работника из одного отдела в другой, при его поощрении, или, напротив, наложении на него дисциплинарного взыскания и в иных ситуациях.
Внешняя характеристика на человека составляется по его просьбе или запросу другого учреждения (например, военкомата, банка при получении кредита и т. д.). Часто этот документ нужен при устройстве на новое место работы. Структура того, как написать характеристику, в большинстве случаев, следующая.
В заголовке указывают реквизиты или адрес организации, выдавшей документ. Далее в середине страницы обозначают название документа (в данной ситуации, характеристика). Первый абзац посвящен анкетным сведениям о сотруднике. Здесь указывается полностью его фамилия, имя, отчество, дата рождения, полученное образование. Далее описывается трудовая биография человека: то, когда он пришел в данное учреждение, сколько здесь проработал, каких добился значимых результатов деятельности, карьерный рост и т. д.
В следующем разделе говорится непосредственно о личных качествах сотрудника. Они могут быть выражены его отношением с коллективом, уровнем общей культуры и т. д. Здесь, обычно, указывают такие черты характера, как пунктуальность, доброжелательность, коммуникабельность, умение идти на компромиссы и другие.
Говоря о том, как написать характеристику, необходимо помнить, что в ней должны быть перечислены деловые качества сотрудника, особенно, если этот документ предназначен для чтения будущего работодателя. В этом абзаце описывают уровень знаний профессионального направления, способности к самообразованию, ориентация в нестандартных (стрессовых, сложных) условиях и т. д.
Работоспособность оценивается несколькими факторами, среди которых умение рационально использовать рабочее время, организовать трудовой процесс, брать на себя ответственность за результаты деятельности. Важно отметить, может ли человек осуществлять руководящие функции, контролировать выполнение работы.
Если написать характеристику необходимо с места прохождения практики студенту, то здесь также описываются личные качества, присущие ему, и которые он показал за время, что здесь находился. Документ, составляющийся на школьников, указывает их достижения за период учебы (участие или победы в конкурсах различного уровня и т. д.). Для предоставления этой справки в военкомат или ГИБДД стоит написать качества, характеризующие человека с той стороны, которая необходима этим учреждениям.
В заключении прописывается цель, из-за которой составляется данный документ (этот пункт необходим для внешней характеристики). Например, «дано для предъявления по месту требования». Перед тем, как написать характеристику, нужно тщательно продумать ее содержание. Недостаточно просто вставить общие сведения в имеющийся шаблон. Важно сюда внести что-либо свое, что подчеркнет индивидуальность человека, на которого составлен документ. Не нужно переживать, что полученный текст будет слишком длинным. Если его просят, значит, обязательно прочтут.
Источник: fb.ru