Я Бы В Сметчики Пошел – Пусть Меня Научат!
23 декабря 2012А действительно, почему нет? Сметчик в наше время – профессия достаточно востребованная и высокооплачиваемая (смотря, конечно, с чем сравнивать), и, что немаловажно, ограниченная определенными функциональными обязанностями в отличии, к примеру, от загадочно-многозначительного – менеджер. Все больше молодых и не очень людей, мысля примерно в аналогичном направлении, задумываются об этой сфере профессиональной деятельности, как о возможном источнике основного или дополнительного заработка. Именно их, этих будущих сметчиков, настойчиво приглашают объявления о наборах на курсы обучения сметному делу, именно их ждут индивидуальные занятия с более опытными коллегами-сметчиками или же «увлекательное» чтение сметно-нормативной базы документов в одиночестве. Не нам судить, какой из этих способ обучения является более эффективным и оптимальным по соотношению цена / качество, тем более что, как правило, результат в большей степени зависит от самого обучаемого, чем от учителей. Напротив, в данном обзоре хотелось бы показать как можно больше вариантов получения образования по профессии сметчик в той или иной форме, не отвергая изначально ни одного из них, давая возможность читателю принять решение об оптимальности каждого способа самостоятельно.
Итак, основам сметной профессии зачастую учат на специализированных курсах. Как так сложилось? Правильно ли это? Достаточно но ли непродолжительных курсовых занятий для приобретения необходимой квалификации, чтобы разрабатываемая смета отвечала всем требованиям и стандартам? Не принимая во внимание риторические вопросы, попытаемся наряду с описанием фактического положения вещей разобраться с историческими предпосылками сегодняшней популярности курсов по сметному делу. В те далекие времена, когда только формировались основы сметно-нормативных баз, в соответствие с которыми в настоящее время производится большинство строительных и ремонтных работ, другими словами в СССР, сметчики в основном были специалистами со средним специальным образованием, в отличие, например, от инженеров, наличие высшего образования у которых было практически обязательным. Прошло время, теперь многие высшие учебные заведения выпускают маркетологов, финансистов и других специалистов экономического профиля, относительно недавно появившихся в отечественной системе образования. Однако сметчиков многочисленные университеты и академии как и прежде не выпускают. Более того, даже в техникумах, колледжах и прочие средне-специальных заведениях эта специальность встречается нечасто. Да и желающих получить ее в техникуме или колледже, где процесс обучения растянут на несколько лет, не так уж много: ведь сертификат о прохождении курсов по сметному делу выдается спустя один, максимум два месяца обучения. Конечно, в вакансиях на работу сметчика редкий работодатель напишет «курсы» в графе требуемого образования – напротив, приветствуются сметчики с высшим, часто профильным строительным образованием. Правда, «идеальных» кандидатов с соответствующим образованием и опытом работы на радость не обладающим этими достоинствами претендентам на все вакансии не хватает, значит, возможность устроиться сметчиком после прохождения курсов вполне реальна, особенно в связи с растущим спросом на разработку сметной документации, причины и особенности которого вместе с описанием других наиболее значимых тенденций отраслевой конъюнктуры приводятся в аналитическом
На сегодняшний день рынок тренингов и курсов насыщен разнообразными предложениями по обучению сметному делу от 300-часовых занятий групп из 20-30 слушателей до индивидуальных занятий с опытным сметчиком, число которых определяется самим учащимся. Качество предоставляемых образовательных услуг также колеблется в довольно широком диапазоне в зависимости от программы обучения, квалификации преподавателя, доли практических занятий в объеме всего курса и пр. Выбор различных вариантов обучения желательно осуществлять исходя из имеющегося уровня знаний по данной специальности. Так, кому-то достаточно нескольких практических занятий в сметной программе для понимания базовых алгоритмов действия и составления смет в том же программном комплексе в дальнейшем. Менее подготовленным или более вдумчивым будет полезно детальное изучение обширной теоретической базы сметного ценообразования, включающей в себя помимо колоссального количества действующих норм и расценок множество нюансов и тонкостей по их использованию, таких как применение корректирующих коэффициентов, использование в смете расценок из разных сметно-нормативных баз, и, главное, грамотный подбор и обоснование включаемых в смету расценок. Изучение этих и многих других вопросов вероятнее всего будет происходить уже в рамках самообразования, ведь сметное дело – этот огромный, накопленный за десятилетия свод знаний, познавать который, как и иностранный язык, можно если и не бесконечно, то очень-очень долго.
Источник: fb.ru