Что Такое Необслуживаемый Автомобильный Аккумулятор
14 января 2013Современные автомобили уже длительное время комплектуются необслуживаемыми автомобильными аккумуляторами. Под словом «необслуживаемые» многие автолюбители понимают отсутствие необходимости производить какие-либо действия с АКБ в течение всего периода службы. Такое мнение правильно лишь отчасти, правильно оно в том, что такие аккумуляторы не требуют абсолютно никаких действий в течение всего срока службы, но с оговоркой, касательно длительности срока службы АКБ. Иными словами говоря – АКБ вы можете не обслуживать весь его срок службы, но этот срок будет короче чем мог бы быть.
Под отсутствием необходимости в обслуживании производители АКБ подразумевают отсутствие расхода воды из электролита, и, как следствие – отсутствие необходимости в добавлении воды и контроля уровня электролита. В то же время такое действие как заряд требует любая аккумуляторная батарея – самая современная, самая необслуживаемая.
Принято полагать, что постоянный
Для того, что бы разобраться с этим необходимо рассмотреть процесс заряда аккумулятора. При кажущейся простоте устройства, которое коренным образом не менялось несколько десятков лет, в автомобильном аккумуляторе происходят довольно сложные химические и электрохимические процессы. С точки зрения теории в свинцово-кислотном аккумуляторе происходит до 60 различных реакций. При этом автолюбителю достаточно знать главный принцип работы АКБ: при разряде серная кислота восстанавливает диоксид свинца на аноде и окисляет свинец на катоде, а при заряде происходят обратные процессы. При этом, упрощенно говоря, при разряде количество кислоты в электролите уменьшается (плотность электролита и напряжение батареи падают), а при заряде наоборот.
Здесь есть один важный момент с точки зрения практического применения аккумуляторной батареи. Разряд АКБ осуществляется достаточно гибко, то есть, если например батарея постоянно питает лампочку мощностью 5 Вт, то АКБ способна питать ее постоянно до полного разряда, выдавая ток необходимой характеристики с небольшой просадкой перед полным разрядом. Или же при нескольких неудачных зимних пусках АКБ каждый раз будет давать стартеру ток в 300 А, опять же с определенной просадкой тока перед разрядом.
Что же касается заряда АКБ, то с практической точки зрения он не может осуществляться током постоянной характеристики. Для полного и безопасного заряда характеристика тока заряда должна меняться в его ходе. Например, классическая схема заряда I-U подразумевает заряд АКБ в начале током с постоянной силой (равной например 1/10 емкости) до начала электролиза воды в электролите, а затем током с постоянным напряжением (около 13,8 В). Методика приведена упрощенно – по ходу заряда ток так же требует плавной регулировки. При этом время заряда в каждом из режимов не фиксировано, и зависит от ряда факторов – степени разряда, необходимости снять сульфатацию и т.д. Именно так обеспечивается полный заряд АКБ, обеспечивающий максимальную долговечность и стабильность характеристик.
Такой заряд возможен только если вы используете зарядное устройство – с ручной регулировкой тока и ареометром, либо автоматическим, но никак не штатным генератором автомобиля. Именно соотношением вышеописанных требований АКБ к зарядному току и возможностями автомобильных генераторов объясняется та оговорка к слову «необслуживаемый» когда мы говорим об аккумуляторе.
Автомобильный генератор, например на 100 А, соответственно дает ток заряда в 100 А, который АКБ принимает до тех пор пока регулятор зарядного тока не прекратит заряд АКБ. Учитывая написанное выше, как вы понимаете, такой ток не обеспечивает полный заряд АКБ, скорее это подзаряд – аналогичный режиму ускоренного заряда, который допускается применять на зарядных устройствах, если аккумулятор подсел, а ехать надо срочно. В таком режиме, образно говоря, работают лишь поверхностные слои пластин АКБ. Нет ничего страшного, если после 1-2 неудачных пусков двигатель пустился на третий раз, генератор подзарядит
Таким образом, существует сразу несколько достаточно распространенных ситуаций, при которых АКБ необходимо заряжать зарядным устройством, иными словами говоря – обслуживать.
Впрочем, современные высокотехнологичные автомобили оборудуются различными системами, препятствующими либо сигнализирующими о проблемах связанных с аккумулятором. Такие автомобили, как правило, не допускают случайный разряд, например от забытого включенным света. Такой автомобиль скорее всего сам сообщит мастеру при очередном ТО о необходимости замены АКБ. В применении к таким автомобилям вполне можно говорить о необслуживаемости аккумуляторов. Тем более, что на некоторых современных авто АКБ устанавливается в труднодоступных местах, что обуславливает трудоемкость его замены, и, даже, невыгодность демонтажа для заряда.
В заключении остается добавить, что если ваш автомобиль лишен вышеописанных систем – следите за зарядом АКБ, натяжением ремня генератора и исправностью электрики автомобиля – и тогда ваш аккумулятор станет полностью необслуживаемым.
Источник: fb.ru