Суббота26 апреля
Бизнес

Невербальные средства общения и их значение в переговорах.

12 июля 2011

Общение – сфера человеческого бытия, без которой немыслимо существование человеческого общества. Общение – это не только речь, устная или письменная. Процесс общения состоит из трех взаимосвязанных сторон.

Во-первых, это передача информации – коммуникативная сторона.

Во-вторых, это восприятие информации собеседником – перцептивная сторона.

В-третьих, это взаимодействие с партнером по общению – интерактивная сторона.

Эффективность делового общения достигается использованием вербальных (словесных) и невербальных средств общения.

Невербальные средства общения помогают говорящему  донести, а слущающему понять полный смысл передаваемой информации. Важной составляющей делового общения является умение воспринимать невербальные средства общения. Жесты собеседника, его мимика и поза демонстрируют не только смысл информации, но и отношение партнера к обсуждаемому предмету.

Невербальные средства общения дополняют собой речевую информацию. Классификация невербальных средств общения в общем виде выглядит так:

а) оптико-кинестетическая система включает движения, которыми человек сопровождает речь или воспринимает у собеседника: мимика, жесты, поза при разговоре, пространственное положение (перемещение);

б) паралингвистическая система (или околоречевая) включает средства, которыми собеседник выделяет свое речевое сообщение: тембр голоса, тональность, громкость, логические акценты, интонация.

в) экстралингвистическая система включает невербальные средства общения, подчеркивающие эмоциональное состояние говорящего: темп речи, смех, пляач, вздохи, крик и другие.

г) визуальная система включает общение на уровне взглядов собеседников.

д) пространственная система: место и время общения, межличностное пространство.

е) контактная система включает объятия, рукопожатия, поцелуи, похлопывания, толчки и другие предметные, тактильные действия.

ж) ольфакторная система – использование запахов.

Невербальные средства общения являются врожденными и приобретенными. Многие жесты, позы, мимические движения толкуются в разных культурах по-своему. Знание того, как иностранные собеседники могут преподнести информацию невербальными способами, поможет повысить эффективность деловых переговоров.   

Специальное изучение невербальных средств общения может занять немало времени. Однако есть  общеприятые значения некоторых наиболее часто употребляемых поз и жестов. Проявления положительных эмоций и настроений собеседника мы улавливаем сразу, а вот различить негатив иногда трудно.

Скрещивание рук на груди выражает либо оборонительную позицию, либо отсутствие заинтересованности в разговоре. Напротив, открытость тела, наклон в сторону собеседника означают доверие и интерес к общению.

Если собеседник начинает поправлять одежду, теребить волосы, потирать руки, то скорее всего он обеспокоен, неуверен, опасается. Потирание уха – неуверен, не может принять решение. Прикосновения к лицу означает нервозность, нечестность.

Желание закончить разговор, нетерпеливость проявляется в покачивании ногой, постукивании ею по полу. Постукивание ручкой по столу – желание прервать речь собеседника.

Покачивание на стуле выражает незащищенность, некомфортность. Расслабленная поза на стуле (сидит развалившись) может означать лень или высокомерие.

Пожимание плечами – неверит в сказанное. Кивает головой – выражает согласие-несогласие.

Жесты в общении играют большую роль. Иногда даже неприметный жест может многое «сказать» о собеседнике. Так, например, указательными жестами партнер обращает внимание на человека или предмет. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывание, демонстративные – проясняют ситуацию. Касательные жесты помогают установить контакт, привлечь внимание.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments