Суббота26 апреля
Бизнес

Современные концепции управления персоналом: ориентация на личность

11 августа 2011

В  связи с тем, что в современном производстве произошли глубокие преобразования, существенно повысилась роль персонала в производственных процессах. В связи с внедрением био – и лазерных технологий, повсеместной компьютеризации, гибких производственных комплексов, требуется гораздо меньшее количество персонала.  Вместе с тем оставшиеся специалисты должны быть профессиональны и высококвалифицированы, чтобы соответствовать всем предъявляемым требованиям.

Современные концепции управления персоналом отличаются от существовавших ранее следующим рядом признаков:

- по критериям эффективности (основной акцент ставится на потенциал сотрудников, а не на минимизацию затрат);

- по признаку контроля (работник должен контролировать себя самостоятельно, тогда как ранее существовал только внешний контроль);

- по форме организации (не бюрократическая, а гибкая и органичная);

- по стилям управления персоналом (не авторитарные, а демократичные). 

Основные концепции управления персоналом ставят во главу угла интеграцию всех аспектов работы с сотрудниками, начиная от его найма и заканчивая почетным уходом на пенсию с достойным вознаграждением.

Концепция управления персоналом – это определенная система взглядов на сущность, содержание, задачи, цели, технологии и методы управления персоналом. Существуют несколько важных задач, которые призвана решать служба управления персоналом на современном предприятии: анализ групповых и личных взаимоотношений в коллективе, решение конфликтов и минимизация стрессов, маркетинг кадров, анализ кадрового потенциала, планирование деловой карьеры, управление мотивацией, эргономика и эстетика труда.

Приведем некоторые современные концепции управления персоналом.

  1. Management by exception MBE. От англ. Управление методом исключения. Суть этого метода состоит в том, что руководитель вмешивается в трудовой процесс только в  исключительных случаях. Сотрудники сами принимают решения и решают поставленные задачи, пока ожидаемые результаты не дадут сбой. Именно тогда в процесс вмешивается руководитель и разрешает проблему. Но: сотрудники не всегда с охотой проявляют личную инициативу, чаще перекладывают решение задач на плечи руководства. Иногда руководство оставляет за собой решение самых интересных задач.
  2. Management by delegation – MBD. Как ясно из названия, эта концепция основана на делегировании ответственности. Согласно ей особую важность имеет последовательность в делегировании задачи и полномочий, а также принятие ответственности за ее решение. Минусы: отсутствие мотивации; неизменность иерархии; ориентированность на задачу, а не на цели; учет вертикальных иерархических связей.
  3. Management by objectives - MBO. Концепция, основанная на согласовании целей. У каждой организации есть определенные цели. Для того, чтобы эти цели были достигнуты, каждый работник организации должен иметь определенную цель, согласованную с остальными целями.

Основное внимание уделяется цели, а не методам ее достижения. Работник сам выбирает путь, по которому нужно двигаться. Цели нужно периодически согласовывать, чтобы оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Для повышения мотивации распределение и формирование целей происходит при участии сотрудников. Практически все современные концепции управления персоналом имеют недостатки, не избежала этой участи и концепция согласования целей.

Иногда практически невозможно четко сформулировать цели; планирование и внедрение занимают очень много времени, внедрение концепции довольно дорого. Очень часто сотрудники концентрируются на количественных целях в ущерб качественным.

Все вышеперечисленные современные концепции управления персоналом активно используются, хотя последняя из них пользуется наибольшей популярностью. 

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments