Что такое рентабельность продаж?
25 ноября 2011Рентабельностью называют относительный показатель, характеризующий экономическую активность. Этот показатель в комплексе отражает эффективность использования ресурсов труда, денежных средств, материальных активов и природных богатств. Рассчитывается рентабельность как отношение полученной за период прибыли к формирующим ее активам. Рентабельность продаж – главная составляющая любой бизнес-модели. Формулы для расчета рентабельности можно увидеть в любом учебном пособии по финансовому менеджменту. Однако, далеко не каждый начинающий предприниматель рассчитывает, как определить рентабельность продаж. В результате нередко оказывается, что капитал вложен не в прибыльный бизнес и ожидаемые доходы не получены. Именно поэтому строить бизнес-планы и воплощать любую стратегию предприятия без расчета коэффициента рентабельности практически невозможно.
К основным показателям рентабельности относят:
- рентабельность продукции;
- рентабельность продаж;
- рентабельность имеющихся активов;
- рентабельность основных средств предприятия;
- коэффициент базового показателя прибыльности активов организации;
- рентабельность собственного имеющегося капитала предприятия;
- рентабельность инвестированного капитала;
- рентабельность суммарного актива;
- рентабельность чистых собственных активов;
- рентабельность наценки;
- рентабельность использованного и примененного капитала;
- рентабельность активов бизнеса.
Таким образом, рентабельность продаж – это коэффициент, который характеризует долю прибыли организации в одном полученном рубле. Часто показатель рентабельности рассчитывают как отношение фактически полученной за период чистой прибыли за конкретный период времени к объему продаж, выраженного в денежном выражении. Таким образом, рентабельность продаж определяется как отношение Чистой прибыли предприятия за конкретный период к Выручке за тот же период (рентабельность=чистая прибыль/выручка).
Помимо приведенной формулы расчета есть и другие варианты расчета, но все равно для их расчета используют исключительно данные о прибыли. К примеру, вместо коэффициента чистой прибыли часто могут использоваться валовая маржа, прибыль до налогообложения в отчетном периоде, прибыль до налогообложения и процентов, операционная прибыль и другие. Выбор конкретного варианта зависит только от цели анализа и определенных условий работы фирмы.
Рентабельность продаж считается индикатором политики ценообразования на предприятии и его способности вести контроль издержкам. Отличия в стратегиях и разных продуктовых линейках определяют большое разнообразие показателей коэффициента рентабельности в разных компаниях. Сравнение количественных показателей рентабельности двух или более предприятий, функционирующих на одном рынке, может показать, какое из предприятий делает акцент на наценке, а какое на обороте. Очень показательно сравнение двух разных показателей – по валовой прибыли и чистой. Если норма полученной чистой прибыли меньше валовой, то из этого можно сделать вывод о том, что прибыль в основном формируется главным образом за счет основной или главной деятельности предприятия.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что это понятие - основной показатель для нормального функционирования любого предприятия. Он отражает прибыльность и доходность, уровень отдачи от использования основных средств, поэтому требует тщательного расчета. Ни один предприниматель не должен пренебрегать этим важнейшим показателем экономической активности своего предприятия, как и, впрочем, всех остальных показателей.
Источник: fb.ru