Информационное обеспечение финансового менеджмента методами рекламы
10 февраля 2012Процессы глобализации информационного пространства, как отражение общих процессов глобализации, происходящих сегодня в мире, разумеется, не могут не оказывать влияния на информационное обеспечение финансового менеджмента и формирование глобальной унифицированной знаковой системы, использующейся при передаче рекламной информации — системы кодов массовой культуры, скрытой в потребляемой рекламной продукции.
Поэтому, система информационного обеспечения финансового менеджмента и информационные технологии в финансовом менеджменте, обладая способом классификации методов оказания психологического воздействия на потребителей рекламной информации, могут регулировать данный процесс как ресурс, используемый рекламодателями, так и как элемент защитной реакции общества на чрезмерное зомбирование и навязывание массовых поведенческих стереотипов.
Информационное обеспечение финансового менеджмента исходит из понимания того, что четкого разграничения терминов «убеждение», «внушение» и «манипуляция сознанием» применительно к рекламной продукции до сих пор не анализировался в научной литературе комплексно. Причина такого странного исследовательского пробела заключается в отсутствии «независимого» (от экономических и политических характеристик результатов рекламного воздействия) психологического подхода к рассмотрению сути проблемы.
Дело в том, что тема психологического воздействия на реципиента, там где осуществляется информационное обеспечение финансового менеджмента, в современной адвертологии анализируется с двух противоположных сторон: либо рекламными практиками, делающими акцент сугубо на прикладном значении рекламы, либо культурологами, историками, социологами, пытающимися фиксировать трансформации в социокультурном бытии, в любом случае непосредственно увязанные с феноменом рекламы. Специалисты по рекламе стараются втянуть в информационное обеспечение финансового менеджмента и вообще в систему рыночных отношений культуру, а ученые других сфер, наоборот, оградить ее ценности от девальвирующего рыночного влияния.
При этом обе эти стороны, являясь, по сути, сторонами заинтересованными (первая — в эффективности продаж, вторая — в исчислении общественного ущерба от тех же самых продаж), если и упоминают о наличии в рекламных текстах методов убеждения, способов и процедур внушения, и даже технологий манипуляции сознанием, то делают это «вскользь», не вдаваясь в подробности, и зачастую либо путая сами термины, либо не видя разницы между убеждением и внушением, внушением и манипуляцией сознанием и т.д. Тут важно отметить следующее, отсутствие четкого понятийного и терминологического базиса отчасти признается и самими адвертологами. Так, в многочисленных спорах и обсуждениях процесс внушения часто смешивают (путают) со многими другими психологическими процессами, а некоторые специалисты, анализируя современные классификации рекламных сообщений, отмечает, в частности, следующее: «по целям воздействия на потребителя выделяют:
- информативную:
- увещевательную, или стимулирующую;
- напоминающую, или рекламу стабильности;
- престижную рекламу.
Эта классификация заслуживает внимания потому, что часто приводится в учебниках и пособиях, посвященных рекламе. Между тем есть возражения против такого деления, поскольку, во-первых, выбранные понятия логически неоднородны, т.е. одно не исключает другого (нельзя, в частности, напоминать, не проинформировав, а напоминая, не заботиться об убедительности), во-вторых, не исчерпывают всех целей использования рекламы.
Таким образом, необходимо, с одной стороны, признать важность анализа феноменов убеждения, вкушения и манипуляции сознанием при комплексном изучении текстов рекламных сообщений, а с другой стороны, попытаться выявить четкие принципы опознавания и разграничения этих психологических методов.
Источник: fb.ru