Суббота26 апреля
Бизнес

Инновации и организация как функция менеджмента. Креативный менеджмент в организациях

15 февраля 2012

Инновационное развитие является приоритетом в экономическом развитии любой страны. Разнообразные программы, принимаемые в этом сегменте экономической деятельности, в качестве одного из основных элементов, содержат мероприятия, направленные на совершенствование менеджмента организации – предприятия или учреждения, функционирующего как экономический субъект. Главная цель этих программ - перевод экономики страны в режим инновационного развития в рамках национальной экономической модели и создание высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики.

Важнейшими элементами инновационной системы являются инновационные организации, реализующие все стадии инновационного цикла.

Одним из основных механизмов реализации инновационного цикла является анализ системы менеджмента организации и инновационный менеджмент. К инновационному менеджменту относят совокупность принципов, средств и методов реализации функций управления инновационной деятельностью.

При этом в широком смысле под инновациями мы будем понимать все виды нововведений, повышающих эффективность экономического развития во всех областях: от экономики и науки до оборонной деятельности и социальной работы. В узком значении инновации - это такие новые технологии, товары и услуги, процедуры и технологии, организационно-технические мероприятия, которые способствуют продвижению результатов производства на рынок. При этом, на каждом из этапов инновационного процесса, организация как функция менеджмента, выступает основным инструментом этого перехода.

В настоящее время наиболее важной задачей является создание базисных инноваций, создающих такой феномен, когда сама организация, как функция менеджмента, превращается в инновационный продукт. В сущности, только он и способен обеспечить прорыв в развитии страны, производств и технологий. В основе таких инноваций должны лежать изобретения, которые совершают качественный скачок в соответствующей области науки и техники. Управление процессом разработки таких изобретений отводят «креативному менеджменту». Такая организация, как функция менеджмента в целом, является, в свою очередь, элементом инновационного менеджмента. В функциональном смысле, под креативным менеджментом следует понимать такое управление персоналом в организациях, которое всецело направлено на эффективное использование творческого потенциала сотрудников для достижения целей организации. Этапами инновационного цикла, на которых реализуются методы креативного менеджмента, являются:

1.  «Формирование идей», включая подэтапы:

- Постановка проблемы (задачи).

- Сбор и анализ информации об инновациях в данной области, целевых рынках и потребительских требованиях.

- Разработка прогноза развития в данной области.

- Генерация новых идей, которые решают проблему.

2. «Отбор идей», включая подэтапы:

- Оценка реализуемости новых идей,

- Оценка соответствия идеи стратегии организации,

- Оценка ожидаемых затрат и результатов,

- Выбор лучшей идеи, наиболее полно соответствующей возможностям организации и обеспечивающей наибольший эффект.

Любая его организация, как функция менеджмента, предполагает, что креативный менеджмент можно условно классифицировать на составляющие - ориентированный на внешнюю среду предприятия, а также ориентированный на персонал (на внутреннюю среду) предприятия. Основной особенностью креативности в современных условиях является ее командный характер.

К методам, ориентированным на внешнюю среду предприятия можно отнести все методы маркетинга, ориентированные на сбор информации о рынке. Сюда относятся: анкетирование потребителей, клиентов, дилеров, метод фокус-групп, маркетинговый эксперимент, наблюдения. Методы, направленные на персонал компании или фирмы по своей природе предназначены для формирования креативных идей на предпроектной стадии инновационного цикла. К ним относятся методы мозговой штурма, коллективного обсуждения, поисковые методы. Все методы креативного менеджмента можно классифицировать на три основные группы: способы психологической активации мышления, методы направленного и систематизированного поиска.

Как правило, на разных стадиях и этапах инновационного цикла применяются разные методы креативного менеджмента.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments