Суббота26 апреля
Бизнес

Управление организационной культурой: инновационное развитие и проблемы управления знаниями

19 февраля 2012

Эффективность функционирования современного предприятия, управление организационной культурой и качество этого управления, во многом определяются его способностью к разработке и реализации инновационных процессов. Задача стоит не просто выжить на рынке, выполняя каждодневные задачи, но и суметь адаптироваться к требованиям постоянно меняющегося внешнего окружения при помощи инновационной деятельности.

Среди множества аспектов, связанных с инновационной деятельностью предприятия, особого внимания заслуживает анализ социальной стороны инновационных процессов. Речь идет о рассмотрении трудового коллектива предприятия как главного ресурса инновационной деятельности. Так, находясь непосредственно в производственном процессе, члены организации первыми могут почувствовать необходимость организационных или технологических перемен. Именно в трудовом коллективе кроются источники творчества, а также деятельности по воплощению новаторских идей в практически значимый результат. Недооценка места и роли человеческого фактора в инновационном развитии, ведет, с одой стороны, к незаинтересованности трудовых ресурсов в активизации своей творческой деятельности, с другой - к отсутствию мотивации у предпринимателей - организаторов производственного процесса заменять ручной труд машинным.

Соответственно, управление организационной культурой предприятия должно предусматривать решение задачи создания эффективного организационно-управленческого стимулирования трудового коллектива к воплощению в жизнь инноваций. Такая система может быть представлена организационно-управленческим потенциалом инновационных процессов как совокупностью реально имеющихся и используемых возможностей предприятия, опосредующих творческо-инновационную активность трудового коллектива. Исследуя организационно-управленческий потенциал инновационных процессов в трудовом коллективе, важно изучить особенности и степень инновационного влияния каждого из составляющих его элементов: элемента, связанного с управленческим персоналом, а также структурного, кадрового, организационно-административного, культурного элементов. Элемент, связанный с управленческим персоналом, обусловлен деятельностью руководства всех уровней, во-первых, как самостоятельных субъектов инновационной деятельности, и, во-вторых, как создателей инновационной атмосферы в коллективе. Структурный элемент связан с особенностями структуры организации с точки зрения ее положительного либо отрицательного влияния на инновационную деятельность трудового коллектива. Кадровый элемент представлен совокупностью мероприятий по работе с персоналом организации с целью более полного раскрытия его инновационного потенциала. Организационно-административный элемент связан с особенностями оперативного управления каждым из этапов инновационного процесса. Культурный элемент представляет специфику организационной культуры и менеджмента, как факторов творческой активности сотрудников. Социологический анализ путей совершенствования обозначенных элементов организационно-управленческого потенциала инновационных процессов будет способствовать созданию на предприятии благоприятной атмосферы для раскрытия инновационного потенциала ее сотрудников.

В настоящее время все более актуальным аспектом менеджмента, становится управление знаниями. Менеджмент знаний - это такие методы управления организационной культурой, которые составляют основу технологий управления персоналом, инновационного и коммуникативного менеджмента. В систему управления знаниями входят: отбор знания из внешних источников, их классификация, распространение и обмен знаниями, принятие решений, включение знаний в управление организационной культурой предприятия, его продукты, услуги, базы данных.

Современное управление организационной культурой предполагает, что большое значение имеют правильная оценка знаний, их точное измерение, а также своевременная защита знаний.

Большинство компаний внедряет системы управления знаниями. В основном это крупные корпорации, такие как Hewlett Packard, Coca-cola, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young. Среди российских организаций можно выделить «Лукойл», «Сиверсталь», «Росинтер».

Знания являются таким же активом предприятия, как и капитал, и именно знания сегодня выступают значимым конкурентным преимуществом.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments