Инновационный процесс как концепция совершенствования производства
19 февраля 2012Теоретически, концепция совершенствования производства, инновационный процесс рассматривается как последовательность этапов:
1) инициации и реализации (Р. Норманн);
2) оценки, инициации, внедрения, рутинизации (Дж. Хэйджи, М. Эйкен);
3) понимания проблемы, продуцирования идеи, поиска решения проблемы, решения, внедрения и использования (А.С. Майерс и Д. Маргис).
В организационном контексте выделяют стадии:
1) концептуализация, внесение предложения, принятие (одобрение) и внедрение (Дж. Уилсон);
2) поиск «корня» проблемы, продуцирование альтернативных предложений, оценка альтернативных решений, выбор и инициация решения, одобрение и рутинизация (Л. Каммингс и М. О'Коннелл). Совершенствование организации производства в контексте инновационного развития предприятия, позволяет выделить 3 этапа:
1. Получение новшества - это концептуальное и техническое решение проблемы создания инновации.
2. Распространение и организация освоения нововведения;
3. Использование нововведения - содействие в применении, обслуживании; утилизация после использования.
Следует отметить, что конкретное содержание этапов инновационного процесса зависит от вида инновации и характера продвижения новшества на рынок.
Этапы жизненного цикла инноваций включают:
1. Исследование.
2. Зарождение - концепция совершенствования производства всегда возникает на основе новой идеи.
3. Разработка изделия.
4. Освоение нового процесса.
5. Совершенствование организации производства на предприятии - подготовка производства, проверка, собственно осуществление производства.
6. Диффузия - внедрение инновации на конкретном объекте.
7. Потребление - использование инновации.
8. Рутинизация - превращение инновации в обыденное явление производственной деятельности.
Концепция совершенствования производства на основе инновационного процесса, предполагает, что он, как совокупность подпроцессов, охватывает:
1) основной инновационный процесс и потребление новшеств (разработка проектов, инвестиционный процесс);
2) процесс обслуживания (коммерческое, правовое и организационное, информационно-технологическое и образовательное, финансовое и материально-техническое, консультационное обеспечение, набор и подготовка кадров);
3) процесс регулирования (государственное, отраслевое, региональное, муниципальное, корпоративное).
С другой стороны, сам инновационный процесс, как концепция совершенствования производства, ноогенезиса (создания новых знаний), рассматривается исходя из представлений о творческих человеческих проявлениях. Его «вживлению» в конкретный элемент внешней среды способствует, в свою очередь, инфраструктура внешней среды, потенциально способная реализовать инновацию.
Следует выделять этапы инновационного процесса:
1) генерация идеи;
2) синтез идеи с имеющимся опытом;
3) полезная реализации - создание прототипа;
4) использование инновации с ее «дегенерацией»;
5) эксплуатация инновации с отсевом неполноценного опыта, который не способен достичь цели;
6) вульгаризация инновации - потеря ряда подразумевавшихся и задекларированных свойств, сопровождающая капитализацию накопленного с ее помощью опыта, переход от элитарного применения новшества к его широкому использованию.
Конечным же результатом реализации и эксплуатации инновации выступает также и увеличение объема знаний. На этом этапе концепция совершенствования производства оформляется в своем завершенном виде, а инновация превращается в обыденный рабочий инструмент.
Таким образом, инновационный процесс, даже на теоретическом уровне рассмотрения, выступает сложным многоаспектным явлением, а потому в научной литературе данный термин имеет множество интерпретаций.
Источник: fb.ru