Суббота26 апреля
Бизнес

Инновационный процесс как концепция совершенствования производства

19 февраля 2012

Теоретически, концепция совершенствования производства, инновационный процесс рассматривается как последовательность этапов:

1) инициации и реализации (Р. Норманн);

2) оценки, инициации, внедрения, рутинизации (Дж. Хэйджи, М. Эйкен);

3) понимания проблемы, продуцирования идеи, поиска решения проблемы, решения, внедрения и использования (А.С. Майерс и Д. Маргис).

В организационном контексте выделяют стадии:

1) концептуализация, внесение предложения, принятие (одобрение) и внедрение (Дж. Уилсон);

2) поиск «корня» проблемы, продуцирование альтернативных предложений, оценка альтернативных решений, выбор и инициация решения, одобрение и рутинизация (Л. Каммингс и М. О'Коннелл). Совершенствование организации производства в контексте инновационного развития предприятия, позволяет выделить 3 этапа:

1. Получение новшества - это концептуальное и техническое решение проблемы создания инновации.

2. Распространение и организация освоения нововведения;

3. Использование нововведения - содействие в применении, обслуживании; утилизация после использования.

Следует отметить, что конкретное содержание этапов инновационного процесса зависит от вида инновации и характера продвижения новшества на рынок.

Этапы жизненного цикла инноваций включают:

1.       Исследование.

2.       Зарождение - концепция совершенствования производства всегда возникает на основе новой идеи.

3.       Разработка изделия. 

4.       Освоение нового процесса.

5.       Совершенствование организации производства на предприятии - подготовка производства, проверка, собственно осуществление производства.   

6.       Диффузия - внедрение инновации на конкретном объекте.

7.       Потребление - использование инновации.

8.       Рутинизация - превращение инновации в обыденное явление производственной деятельности.

Концепция совершенствования производства на основе инновационного процесса, предполагает, что он, как совокупность подпроцессов, охватывает:

1) основной инновационный процесс и потребление новшеств (разработка проектов, инвестиционный процесс);

2) процесс обслуживания (коммерческое, правовое и организационное, информационно-технологическое и образовательное, финансовое и материально-техническое, консультационное обеспечение, набор и подготовка кадров);

3) процесс регулирования (государственное, отраслевое, региональное, муниципальное, корпоративное).

С другой стороны, сам инновационный процесс, как концепция совершенствования производства, ноогенезиса (создания новых знаний), рассматривается исходя из представлений о творческих человеческих проявлениях. Его «вживлению» в конкретный элемент внешней среды способствует, в свою очередь, инфраструктура внешней среды, потенциально способная реализовать инновацию.

Следует выделять этапы инновационного процесса:

1) генерация идеи;

2) синтез идеи с имеющимся опытом;

3) полезная реализации - создание прототипа;

4) использование инновации с ее «дегенерацией»;

5) эксплуатация инновации с отсевом неполноценного опыта, который не способен достичь цели;

6) вульгаризация инновации - потеря ряда подразумевавшихся и задекларированных свойств, сопровождающая капитализацию накопленного с ее помощью опыта, переход от элитарного применения новшества к его широкому использованию.

Конечным же результатом реализации и эксплуатации инновации выступает также и увеличение объема знаний. На этом этапе концепция совершенствования производства оформляется в своем завершенном виде, а инновация превращается в обыденный рабочий инструмент.

Таким образом, инновационный процесс, даже на теоретическом уровне рассмотрения, выступает сложным многоаспектным явлением, а потому в научной литературе данный термин имеет множество интерпретаций.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments