Суббота26 апреля
Бизнес

Диверсификация производства как способ повышения эффективности бизнес-деятельности

1 марта 2012

Как способ повышения успешности хозяйственной деятельности, на национальном и на мировом рынках, диверсификация производства давно уже рассматривается, как один из самых продуктивных, а потому – распространенных. В самом общем виде, диверсификация производства представляет собой специфическую и масштабную стратегию и практику, связанную с фундаментальным изменением ключевых параметров ведения бизнеса и товарной профилизации производителя. Как правило, при реализации этой стратегии, компания отказывается от начальных, или предшествующих направлений деятельности и переходит к принципиально новым видам товарного производства. Основной причиной диверсификации, как правило, выступает стремление отойти от чрезмерной зависимости от одного товарного рынка и переориентировать деятельность предприятия на другие, более перспективные рынки.

В качестве локальных причин проведения диверсификации можно рассматривать стагнирующее состояние традиционного рынка, на котором присутствует компания, стремление получить дополнительные финансовые выгоды и преференции и желание уменьшить угрозу различных рисков, возникающих в связи с экономической деятельностью компании.

Диверсификация производства, как правило, осуществляется на основе реализации некоторых сценариев – стратегий, в ходе которых и реализуются желаемые преобразования. Наиболее распространенными в современной практике стали три такие стратегии:

1. Стратегия центрированной диверсификации или как ее еще называют -концентрической, предполагает использование потенциала уже созданного бизнеса для расширения возможностей роста компании. Как правило, эта стратегия связана с расширением производства, освоением выпуска новой товарной продукции, предоставлением новых видов услуг и сервисов.

2. Стратегия горизонтальной диверсификации осуществляется за счет освоения принципиально новой продукции и предложения ее на рынках взамен старой. При такой стратегии расчет состоит в том, что новая продукция будет потребляться прежними клиентами, именно для этого, при таком сценарии диверсификации, проводится тщательная маркетинговая оценка потребительского рынка и сопоставление его параметров с возможностями компании.

3. Суть стратегии диверсификации, получившей название конгломератной, состоит в физическом расширении производственного потенциала, прежде всего за счет ресурсов предприятия, напрямую не связанных с производственной деятельностью и технологическим процессом. Это самый сложный вариант осуществления диверсификации, требующий привлечения дополнительных финансовых средств или инвестиций, проведения широких рекламно-маркетинговых мероприятий и высококвалифицированного персонала.

В некоторых источниках, в качестве самостоятельной стратегии диверсификации рассматривается диверсификация рисков. Такая диверсификация производства предполагает перераспределение компанией своих активов по различным финансовым институтам и преобразование этих активов в разнообразные финансовые инструменты.

Наиболее ярким и практически хрестоматийным примером успешной реализации стратегии диверсификации, является концепция, реализованная в 90-е годы прошлого века финской компанией Nokia, которая производила и поставляла туалетную бумагу. Причем основным потребителем продукции компании в то время был Советский Союз. Как только экономические проблемы в СССР начали нарастать, руководство Nokia приняло решение переориентировать производственные мощности компании на выпуск мобильных телефонов. Успешная политика компании, грамотная диверсификационная стратегия, позволили Nokia занять на рынке сотовой связи лидирующие позиции и опередить прежних лидеров этого рынка – корпорации Ericsson и Motorola.

Источник: fb.ru
Актуально
Система комментирования SigComments