Бюджетирование И Стратегия Предприятия
6 марта 2012В настоящее время многие производственные компании используют в своей деятельности Техпромфинплан, который составляется на основе данных об объемах производства готовой продукции на текущий год, об объемах издержек на производство продукции и других показателей. Данный производственно – финансовый план предприятия является важнейшей составляющей его деятельности и снабжает руководителей предприятия всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности того или иного управленческого решения, разрабатывать мероприятия по оперативной корректировке деятельности.
Процесс разработки Техпромфинплана напрямую связан и с бюджетным планированием предприятия. Бюджетирование способствует в свою очередь уменьшению неэффективного использования средств предприятия благодаря оперативному планированию хозяйственных операций и контролю за их реальным осуществлением.
Обычно же слово «бюджет» ассоциируется с подготовкой бюджетной политики в масштабах всего государства, а не на микроуровне – в масштабе одного предприятия. Бюджет –это количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по:
-использованию капитальных, товаро –материальных, финансовых ресурсов;
- привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;
- доходам и расходам;
- движению денежных средств;
-инвестициям (капитальным и финансовым вложениям)
Бюджеты разрабатываются для предприятия в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых технико-экономических показателей, лимитов наиболее важных расходов, обоснования финансовой состоятельности тех видов производственно-хозяйственной деятельности, которыми занимается данное предприятие.
При разработке процесса бюджетирования на предприятии важно не просто понимать общее назначение финансово-производственного планирования, но и то, какие задачи в условиях конкретного предприятия или фирмы будет обеспечить бюджетирование. Прежде всего речь идет о задачах, соответствующих главным целям компании.
Бюджет предприятия – является своеобразным томографом, высвечивающим всю деятельность предприятия. На каждом этапе развития деятельности предприятия предприятие имеет конкретные задачи и функции, для осуществления которых необходим методичный и последовательный план действий. Причем, в разработке такого плана должны участвовать не только специалисты руководящих служб предприятия, но и все работники предприятия. Ведь, в конечном итоге, реализация плана действий предприятия, реализация бюджета предприятия зависит от слаженной и гармоничной работы всей команды предприятия. Предприятие, это своего рода мини-государство, и здесь как и в государстве все должны иметь четкое представление об основных целях деятельности предприятия, о необходимости осуществления той или иной политики предприятия. Когда участники (работники) предприятия находятся в изоляции от управления предприятием, это ведет в конечном итоге к снижению результатов производственной деятельности предприятия
Применительно к процессу бюджетирования предприятия это может выражаться не только в контроле за исполнением бюджета, но применительно к этапу составления бюджета каждый может вносить свои предложения по совершенствованию использования финансово –производственных ресурсов.
Предприятие, согласно теории Майкла Портера, может избрать три варианта базовой стратегии для успешного функционирования компании:
- Абсолютное лидерство в издержках
- Дифференцияция
- Фокусирование
Какие преимущества для процесса бюджетирования может дать выбор той или иной стратегии. Согласно стратегии абсолютного лидерства в издержках предполагается жесткий контроль за затратами на производство и снижение себестоимости единицы продукции до уровня более низкого, чем у конкурентов. Кроме того, предполагается и ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия. Ведь даже небольшое изменение коэффициента оборачиваемости может высвободить достаточно большие суммы денежных средств. «Высвобожденные» денежные средства можно направить на дополнительные инвестиции в производство, либо использовать на иные цели предприятия. Применительно к процессу бюджетирования данная стратегия предполагает разработку четких и детальных планов использования материальных затрат на каждый день работы предприятия. Каждый работник предприятия должен четко осознавать, что в данный конкретный момент важен и производственный результат деятельности и необходимы внедрение и разработка новых способов ведения деятельности, позволяющих более эффективно использовать материальные затраты.
Стратегия дифференциации предполагает создание такой продукции, которая будет являться уникальной или высокотехнологичной. Причем, дифференциация может осуществляться в разных формах: технологической, функциональной, обслуживанию потребителе и других. Данная стратегия в случае её успешной реализации является превосходным инструментом увеличения прибыли предприятия. Кроме того, данная стратегия позволяет предприятию занимать более благоприятной позицией по отношению к субститутам чем её конкуренты.
Стратегия фокусирования предполагает фокусирование на определенной группе покупателей, виде продукции или географическом сегменте рынка. Данная стратегия должная применяться на практике в сочетании с первыми двумя.
Таким образом процесс разработки производственного и финансовых планов предприятия заключается не только в сборе и статистическом учете информации о планируемых объемах производства, о предстоящих затратах, о движении денежных средств и данных бухгалтерского и налогового учета, но и в выработке стратегии предприятия и возможности участия в процессе разработки и реализации данных планов всех работников предприятия.
Источник: fb.ru