Затратный метод ценообразования. Плюсы и минусы
10 марта 2012В сегодня кажущиеся древними советские времена формирование цены было достаточно простым делом, требующим от экономистов всего лишь знания основ математики. При отсутствии конкуренции показатель цены не играл той роли, которую он играет сейчас. Если раньше к цене относились как к более-менее объективному показателю стоимости товара, то сегодня цена – это инструмент борьбы с конкурентами. В силу того, что конкурентная борьба значит для компании очень много, а назначение цены сегодня практически не контролируется никакими правилами ”сверху”, и появилось столько различных методов определения цены, среди которых затратный метод ценообразования считается самым простым.
Именно простоту считают самым главным достоинством затратного метода. Цена в этом случае определяется путем сложения всех затрат, связанных с производством продукции, и той нормой прибыли, которую предприятие желает получить. Норма прибыли, при этом, определяется либо на глазок, либо с учетом требования акционеров предприятия, либо на основании ситуации на финансовом рынке. Так или иначе, затратный метод ценообразования не требует глубокого анализа и сложных управленческих решений.
Кроме простоты метода, нельзя не заметить его наибольшую честность и объективность. В этом случае, та цена, которую потребитель платит за товар, легко объясняется объективной необходимостью окупить затраты на производство, а прибыль является обязательным условием для стимулирования предпринимательской активности. В свою очередь, механизм рыночного ценообразования, не учитывающий такого фактора как справедливость, может привести к ценам, включающим 100-300%-ую наценку.
Сегодня, однако, честность цены руководителями не рассматривается. Зато их может заинтересовать то, что затратный метод ценообразования не зависит от случайностей. Что бы ни происходило на рынке, предприятие остается верным своей цене. Вместо метаний из стороны в сторону, которые могут закончиться катастрофой в случае ряда ошибок, предприятие выбирает пусть и не всегда самый эффективный, но стабильный и надежный путь. Подобный подход особенно актуален для крупных компаний, обладающих собственной надежной клиентурой и не зависящих от волатильности рынка.
Описав плюсы этого метода, необходимо упомянуть и про его минусы. Главный минус – это учет лишь незначительного числа факторов. Только желаемая норма прибыли учитывается в цене из переменных составляющих, в то время как те же эконометрические методы ценообразования делают акцент на целом ряде независимых факторов, позволяющих принять оптимальное решение. Используя затратный метод, вы подвергаете предприятие достаточно серьезному риску ”не попасть в цену”. То есть, поставить такую цену, которая будет смотреться, по сравнению с ценами конкурентов, просто абсурдно. Особенно опасно, если эта цена будет выше средней рыночной цены – продажи могут стремительно упасть.
Другой риск связан с ответными действиями конкурентов. Затратный метод ценообразования делает предприятие слишком ”читаемым” для них. В то время как все ваши действия легко предсказуемы, для конкурентов не составит труда разработать такой метод борьбы, который позволит легко выдавить с рынка. Вы же не сможете гибко отреагировать на их действия, ведь для этого придется пересматривать всю ценовую политику.
Тем не менее, ряд предприятий продолжает успешно пользоваться затратным методом ценообразования. И если даже вы считаете его пережитком прошлого, то, по крайне мере, должны посчитать ориентировочную цену, с использованием этого метода. Ведь он позволяет учесть и издержки и прибыль в полном размере, что является для предприятия самым важным во всем производственном процессе.
Источник: fb.ru