Что такое смальта: разновидности, свойства и применение. Мозаичная смальта
28 ноября 2016Что такое смальта? Попросту говоря, кусочки, брусочки или пластинки разноцветного стекла. А если всерьез, то это тема для статьи. Что такое смальта, мы рассмотрим ниже.
Виды цветного стекла
- Прозрачное имеет сильный блеск, чистый глубокий цвет, играет и переливается.
- Опаловое обладает ярким цветом, отличается особым блеском и сочностью окрасок.
- Пятнистое получают сплавлением стекол различных цветов.
- Золотое и серебряное. Между двумя слоями стекла вкладывают необходимую пластинку.
Колор современный художник может подобрать из огромного количества оттенков, которые придают стеклу соли и окислы различных металлов. И все это – смальта стеклянная.
Качества смальты
1. Она светится изнутри самого материала.
2. Очень долговечна (римские мозаики из смальты не потеряли за тысячелетия своей привлекательности). Она не боится сырости и морозов, что позволяет использовать ее как универсальный наружный и внутренний отделочный материал.
3. Традиционный размер элементов - 5 х 5 х 5 мм. Но это могут быть любые геометрические фигуры – овалы и разные многогранники. Чтобы получить такие формы, стекольную крошку разогревают и формуют. Теперь уже становится яснее, что такое смальта.
Смальта сама по себе довольно дорога, а ручной труд, который используется при изготовлении изделия, еще более повышает цену.
Изготовление смальты
Готовое стекло измельчают в порошок. Оно может быть как цветным, даже бутылочным, так и бесцветным. Добавляют в различных процентах буру, селитру, кобальт, криолит и направляют в печи для варки. Затем жидкую горячую массу без включений пузырьков воздуха разливают по формам. Потом производят отжиг и шлифовку. Вот что такое смальта.
История смальты
Ее история восходит к началу нашей эры, к древнему Риму. В него она пришла из Греции и именно через него широко распространилась. Римляне полюбили эффектный новый материал. Хотя, когда изготавливали стеклянные камешки, то далеко не всегда представляли, какими по цвету они получатся. Технология не была отработана. Они любили выкладывать разноцветными камешками полы, стены своих вилл, дворцов и терм, также дорожки в садах. Но кроме смальты, часто использовались в мозаике небольшие камешки и галька. Эту технику можно применять как долговечную и очень эффектную и в наше время. Стена, потолок или пол из смальты преобразят вашу квартиру. А если ее использовать в домашнем тренажерном зале, то полу не будет износа.
Иное дело - Византия. В восточной римской империи мастера достигли значительных высот. Их работы по сравнению с античными более утонченны. Христианские храмы были богато орнаментированы. На стенах создавались сложные композиции на темы, взятые из Библии. Оконные и дверные проемы также были изукрашены. Выкладка камней стала более изящной, камешки применялись мелкие. Широко использовалась золотая смальта в качестве фона. Разноцветная смальта стала основным приемом украшения. Из нее создавались панно из мозаики. В многочисленных мастерских выплавляли смальту. У мастеров были свои секреты, и число оттенков, которые они могли получить, было больше ста. Византия даже приняла закон, по которому вывоз смальты контролировало государство. К середине пятнадцатого века Византии не стало, и производство смальты продолжилось в Италии. Это было дорогое производство, и оно не получило широкого распространения.
На Руси и в России
Вместе с Крещением князья Киевской Руси обратили внимание на убранство своих церквей. Археологи нашли по крайней мере одну мастерскую по изготовлению смальт для изготовления икон.
В более позднее время изготовлением смальт занимался М.В. Ломоносов. Его работы не нашли в то время применения, хотя он полностью разработал варку стекла и укладку мозаики. Значительно позже, когда Огюст Монферанн построил Исаакиевский собор, то мозаика из смальты использовалась при изготовлении икон и других элементов собора, занимая около шестисот кв. м. Еще один пример применения смальты связан с тяжелой датой – безвременной гибелью императора Александра III. Тогда был построен храм Спаса-на-Крови. Интерьер был заполнен мозаиками из смальты.
Что еще делают из смальты
Прежде всего, монументальные панно. Они могут быть расположены на стене или потолке. У стены украшается уличная часть, фасад, как правило, или внутренний интерьер. Если панно из мозаики, то его очень часто выкладывают из смальты. На стене или потолке общественного здания это действительно выглядит очень величественно, особенно если художник заложил в него глубокое содержание, масштабное и основательное.
В советские времена
Яркими примерами применения панно из мозаики, собранной из смальты, являются станции московского метро. Для примера возьмем две: «Чеховскую» (1987) и «Киевскую» (1954). Пилоны, которые поддерживают своды на «Чеховской», незаметны. Облицовка сделана из белого мрамора. Зато путевые стены – настоящее произведение искусства. Они выполнены в стиле флорентийской мозаики и представляют нам сцены из произведений А. П. Чехова (см. выше). Совершенно иначе смотрится станция «Киевская». На ней имеется восемнадцать помпезных пилонов, на которых прославляется украинский народ. А также работающие крестьяне и простые люди, которые встречают 1 Мая и День Победы. Нельзя не отметить панно из мозаики работы Павла Корина на станции «Новослободской». Оно называется «Мир во всем мире».
Величественная женщина (предполагают, что моделью была супруга архитектора этой станции), которая идет навстречу людям и держит на руках ребенка, изображена на фоне пятиконечной звезды, серпа и молота, золотых снопов из колосьев. Над головой вьются голуби. А был портрет Сталина, который сняли после XX съезда. Мир, таким образом, выражен в крупных обобщенных формах. Строители рассказывают легенду, что архитектор и художник, следуя традиции, заложили под первые стекла монетки. Группа Корина также работала на станции «Комсомольской-Кольцевой», исполнив 8 мозаичных панно. Это было в 1951 году, поэтому их общая тематика – победы русского народа в различных войнах. Примеров на станциях метрополитена можно привести еще очень много, потому что многие их них выглядят как дворцовые залы.
Картины из смальты
Их смело можно помещать в ванные комнаты, кухню и, естественно, повесить в комнатах, холлах, прихожих. Это может быть как оригинальная тема, так и копия с картин известных русских и зарубежных мастеров. В любом помещении картины из смальты смотрятся органично, чрезвычайно необычно и эффектно. К недостаткам можно отнести только их высокую цену. Но она оправдана стоимостью материала и тонкой, кропотливой ручной работы.
Эта древняя техника сейчас получает новое возрождение. Обновляя дизайн помещения, хорошо вспомнить о ней и воспользоваться ее неоспоримыми достоинствами.
Источник: fb.ru