Монополистическая конкуренция – описание рыночной модели
3 сентября 2012Экономическая наука использует четыре основные модели для исследования рыночных ситуаций. Данные модели – чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Следует отметить, что первые две ситуации являются идеальными, то есть при их рассмотрении приходится абстрагироваться от некоторых обстоятельств, присущих реальным рынкам. Монополистическая конкуренция более реально отображает действительность, поэтому ее исследование более целесообразно. О ней мы и поговорим в данной статье.
Монополистическая конкуренция – это ситуация на рынке, при которой выполняются следующие условия: есть множество продавцов и покупателей, продается дифференцированный товар (то есть предлагаемые виды продукции схожи между собой, однако имеют отличительные особенности), существуют незначительные барьеры для входа на рынок, а также у продавцов нет возможности действовать сообща. В отличие от идеальной модели чистой конкуренции (в которой действует бесконечно большое число продавцов и покупателей, нет никаких рыночных барьеров и товар абсолютно однороден), модель монополистической конкуренции более реально отображает ситуацию, которая складывается в большинстве случаев, особенно если мы говорим о группе товаров FMCG - потребительских.
Понимание данной модели лучше всего придет при рассмотрении примера. Попробуем доказать, что на рынке бытовой химии существует именно монополистическая конкуренция. Возьмем стиральные порошки.
Итак, существует большое количество производителей данной продукции как отечественных, так и зарубежных. Торговых марок, под которыми продается стиральный порошок, существует еще больше. При этом каждый производитель старается придать своему товару некоторые характерные особенности (аромат, наличие специальных добавок, пачки разных размеров и так далее) - наблюдается дифференциация. Для того, чтобы войти на рынок стирального порошка в качестве производителя, необходимо совершить затраты на приобретение оборудования, найм персонала и получение разрешительных документов, если же предприниматель хочет выступать только в качестве торгового посредника, ему нужно лишь оформить необходимые бумаги, нанять работников и организовать место продажи.
Таким образом, высоких барьеров для входа на рынок нет, ведь нет необходимости получать специальные лицензии, разрешения и прочие бумаги, которые было бы необходимо иметь, к примеру, для производства оружия. Кроме того, из-за того, что продавцов на рынке достаточно много, у них нет возможности каким-либо образом объединиться и установить совместную ценовую политику – благодаря этому цена становится важнейшим инструментом конкурентной игры и дает возможность при ее снижении переманивать потребителей. Если бы данный рынок был олигополистическим, то все продавцы могли бы войти в сговор и установить неоправданно высокие цены, с которыми потребители были бы вынуждены согласиться, поскольку просто не имели бы никакой альтернативы.
Монополистическая конкуренция является более эффективной рыночной моделью для покупателей, в то время как олигополия более выгодна продавцам, хотя и имеет свои особенности в части ценообразования – в случае, если продавцы не в сговоре, они будут вынуждены внимательно следить за действиями друг друга и реагировать на изменения в ценовой политике конкурентов. В экономической терминологии цепочка таких реакций называется игрой, состоящей из отдельных ходов.
Среди всех моделей именно монополистическая конкуренция чаще всего встречается на рынке потребительских товаров как нашей страны, так и других. Надеемся, что данная статья помогла нашим читателям разобраться в особенностях строения и функционирования рынка монополистической конкуренции.
Источник: fb.ru