Классификация методов управления – залог здоровой атмосферы в коллективе
21 апреля 2013Для того чтобы коллектив хорошо работал, нужно правильно им управлять. А система управления уже базируется на специальных методах. Под методами управления понимают способы влияния на коллектив для нормальной координации его в процессе работы. Оперативно и дружно работающий коллектив быстрее достигает цели организации, что приводит к увеличению прибыли предприятия.
На сегодняшний день существует следующая классификация методов управления:
1. Организационно-распорядительный, или административный. Этот метод основывается на поддержании дисциплины, принуждении, власти и ответственности. Деятельность организации базируется на труде ее работников и беспрекословном выполнении всех поручений начальства. Организационно-распорядительные методы основываются на прямом воздействии на управляемый объект. Это достигается путем издания приказов, указов, распоряжений и указаний в устной или письменной форме. Все они нацелены на поддержание дисциплины внутри коллектива. Для стабилизации работы персонала нужна четкость, которая достигается административными методами. Деятельность каждого работника регламентируется должностной инструкцией. А работа всего коллектива - Трудовым законодательством.
Поскольку административные методы включают организационные и распорядительные, то существуют два вида воздействия. Классификация методов управления предусматривает организационное воздействие, которое осуществляется через систему внутренних документов: устава организации, штатного расписания, положения об отделе, правил внутреннего распорядка, коллективного договора, должностных инструкций и других. К распорядительному воздействию как раз и относят приказы, распоряжения и инструкции. Этот метод воздействия направлен на достижение поставленных целей.
2. Экономические методы. Классификация методов управления персоналом относит к их числу экономическое планирование и стимулирование, а также кредитование. С помощью этих методов достигается прогрессивное развитие предприятия.
3. Социально-психологические методы. Классификация методов управления качеством учитывает, что участниками этого метода являются люди. Следовательно, нужно учитывать психологические особенности исполнителей. К основным методам относятся: побуждение личным примером, внушение, убеждение, поощрение, обеспечение благоприятного климата в коллективе, регулирование отношений в коллективе. Задача руководителя - создать такую атмосферу в коллективе, которая будет благоприятно влиять на раскрытие всех положительных качеств, которые могут быть полезны для производства и в итоге приведут к увеличению эффективности предприятия. Классификация методов управления предусматривает, что в основе социально-психологических методов лежат законы этих двух сфер. Психология изучает поведение человека, изменение его действий и способы выявления условий, которые влияют на индивида. Социология расширяет сферу понятия об индивиде, объединяя несколько человек в единый коллектив.
Классификация методов управления эффективна только в том случае, если на предприятии действуют все три метода. Такой подход позволяет оценить ситуацию с трех сторон и не допустить просчетов, которые приведут к ухудшению работы предприятия.
Источник: fb.ru