Управление персоналом организации в условиях кризиса
27 мая 2013Управление персоналом организации – деятельность, направленная на обеспечение предприятия квалифицированными кадрами, их эффективное использование и развитие с целью максимизации эффективности работы предприятия в целом.
Что касается эффективного использования кадрового потенциала, то основным инструментом воздействия на эффективность и результативность труда каждого отдельного работника является мотивация. Исходя из тех или иных видов мотивации, различают такие методы управления персоналом организации:
- экономический метод – подразумевает только экономические способы мотивации, такие как заработная плата, премии, денежные бонусы и прочее;
- организационно-распорядительный метод – мотивация директивного характера, основанная на авторитете руководителя, беспрекословном подчинении и высоком уровне дисциплины среди персонала;
- социально-психологический метод – моральное и психологическое стимулирование и поощрение работников предприятия, основанные на психологических портретах работников и различных психологических приемах.
Отдельно выделяют такой вид деятельности, как антикризисное управление персоналом организации, представляющее собой ряд решений и действий, направленных на управление кадровым потенциалом в целом с единственной целью – сохранить жизнеспособность предприятия в условиях кризиса с минимальными потерями кадровых ресурсов.
Управление персоналом в период кризиса включает в себя решение следующих вопросов и проблем:
- формирование специальной команды руководителей высшего и среднего звена, способных адаптировать предприятие к изменившимся условиям на рынке;
- сохранение наиболее ценных кадров предприятия – опытных специалистов, управляющих и рабочих, вклад в развитие и деятельность предприятия которых максимален;
- не сокращение кадрового потенциала, а приведение его к наиболее рациональной организационной структуре, отвечающей всем требованиям предприятия при изменившихся условиях рынка;
- снижение (в идеале – полная ликвидация) социального и психологического напряжения в коллективе, уровня недоверия к руководству.
Одним из важнейших моментов, гарантирующих, что управление персоналом организации в кризисный период будет иметь максимальную эффективность, является выбор правильной кадровой политики.
Выделяют четыре основных типа антикризисной кадровой политики:
- пассивная – действия как персонала, так и руководства не имеют четко очерченного плана и обычно направлены на ликвидацию негативных последствий кризиса;
- активная – руководство предприятия имеет полную информацию и прогнозы развития рыночного кризиса и владеет методами и средствами воздействия на кризисную ситуацию в целом;
- реактивная – руководство проводит лишь общее наблюдение и контроль отдельных симптомов кризиса, осуществляет некоторые действия, направленные на локализацию негативных последствий;
- превентивная – от активной отличается лишь отсутствием средств и методов влияния на кризисную ситуацию у руководства организации.
Правильно спланированное управление персоналом организации – одно из важнейших условий, дающих возможность предприятию оставаться на плаву в условиях любой кризисной ситуации.
Источник: fb.ru